Авторынок: концерны уходят, запчасти заканчиваются, автодилеры меняют профиль. Каковы перспективы?
В марте в России было продано чуть больше 55 тысяч новых легковых автомобилей, падение — на 63% год к году. Эксперты прогнозируют упрощение и старение автопарка, снижение требований к запчастям. Как это все скажется на безопасности?
Читать на полной версииАвторынок спустя два месяца санкций. Концерны уходят из России, поток запчастей иссякает, автодилеры меняют профиль. Страховщики предлагают ремонтировать машины б\у деталями, концерны готовы отказаться от «Евро-5» и подушек безопасности. Продажи новых авто в марте упали на 63%.
Volkswagen, Skoda, Renault, Mercedes-Benz, BMW, Mitsubishi, концерн Stellantis — Peugeot, Citroen и Opel — вот неполный список тех, кто приостановил работу в России за последние два месяца. В марте в России было продано чуть больше 55 тысяч новых легковых автомобилей, падение — на 63% год к году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, пишет «Коммерсантъ». Лидером продаж стал «АвтоВАЗ» со своей Lada, корейцы из Кiа и Hyundai, французы из Renault и японцы из Тоyота. Но даже у них у всех средние продажи упали более чем наполовину. Все производители подняли цены в среднем на 40% — это при том, что автомобили на фоне пандемии и дефицита полупроводников и так дорожали последние два года. К этому декабрю владелец проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев ожидает уровень проданных автомобилей в 700-800 тысяч штук — это очень скромный прогноз. Автодилерам сейчас не позавидуешь, продолжает эксперт:
Олег Мосеев владелец проекта «Автомаркетолог» «Засучили рукава, ищут новые возможности, начинают заниматься мототехникой, квадроциклами. Есть те, кто находятся в депрессии, с опущенными руками. По большим холдингам, как «Автомир», который разбросан по всей территории РФ, — они активно работали с китайскими брендами, у них есть возможность за счет вот этой распределенности развивать сервисную составляющую и так далее. Есть тот же «Рольф», и он сконцентрирован в двух мегаполисах. Продал в прошлом году больше всех автомобилей с пробегом. Но имеет колоссальные активы в недвижимости, которые эффективно загрузить не представляется возможным. Небольшие компании при том объеме продаж, которые мы увидим в этом году, к сожалению, не все смогут выстоять».
Вопрос, который больше всего сейчас волнует и рынок, и простых автолюбителей, — спасут ли нас китайцы — надо делить на две части: про автопроизводителей и про поставку запчастей, говорят эксперты. Если говорить о концернах, то прошли те времена, когда китайский автомобиль был под завязку забит различными опциями, стоил недорого — и при этом его ругали за низкое качество сборки и ненадежность. Сегодня китайский автопром в целом вышел на европейский уровень, цены, соответственно, тоже. Самое главное — у китайцев нет адекватного предложения в самом доступном сегменте рынка, а для большей массы российских водителей это критично.
Зато с поставками запчастей на китайцев можно рассчитывать, хоть перенастройка логистических цепочек — дело не одного месяца. Первый удар после приостановки поставок деталей, конечно, приняли автосервисы: владелец сети СТО Finist Евгений Золотарев рассказывал Business FM о Suzuki Vitara, вариатор к которой при закупке стоил 308 тысяч рублей, хотя пару месяцев назад стоимость укладывалась в 40 тысяч. Сейчас поставщики немного поумерили аппетиты и китайцы помогают, продолжает Евгений Золотарев:
Евгений Золотарев владелец сети СТО Finist «В целом стоимость запчастей снизилась, но несильно, немного цены приспустили поставщики. Но я не думаю, что они откатятся еще как-то намного. Примерно такой уровень останется. Запчасти пока есть, не знаю, насколько этого всего хватит. Что-то, конечно, привозят из-за границы, Китай используем, выкручиваемся как можем. Если говорим о Cadillac каком-нибудь, то уже нет запчастей. Нет, например, оригинальных лобовых стекол. Мы пока берем со складов, которые здесь уже в России есть, и пока у поставщиков какой-то запас есть. Тяжело конечно, но работаем в целом. И клиенты сейчас понимают, что нельзя найти оригинал, как хотелось раньше».
Ситуация с запчастями была настолько критичной, что страховщики выходили к Центробанку с предложением позволить ремонтировать машины по ОСАГО — б\у запчастями. Или хотя бы китайскими аналогами. Регулятор выступил против — посчитал, что вырастет аварийность, однако предложил при расчете выплат ОСАГО учитывать цены аналогов оригинальных запчастей. Это, конечно, бюрократическая тонкость, и вряд ли она сильно на что-то повлияет. До тех пор пока не будут восстановлены регулярные поставки запчастей, у водителей будет выбор: либо ремонтироваться тем, что есть, либо получать деньгами. На которые, опять же, ничего не купишь, продолжает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Представьте, например, человека, который будет настаивать на том, чтобы ему установили оригинальное крыло на его автомобиль. Он может быть сто раз прав, но беда в том, что оригинального крыла на его автомобиль нет в стране. В каком-то случае лучшее решение будет отремонтировать какое-нибудь крыло, а не менять его. В другом случае — поставить неоригинальную запчасть. А в третьем получить деньгами и ездить так. И вот это вот решение, к сожалению, каждому водителю придется принимать самостоятельно. Как и раньше частенько делали, договаривались: вот тут повреждения незначительные, давай-ка мы не будем это менять, а просто отремонтируем. Либо ставить какие-то аналоги, причем аналоги, как мы понимаем, сейчас все больше будут китайские. Инициативы всякие законодательные направлены на то, чтобы расширить пространство возможных решений».
Еще одним поводом для тревоги авторынка стали новости от «АвтоВАЗа», который на фоне истории с продажей доли Renault в концерне сообщил, что будет выпускать, так сказать, облегченные версии своих автомобилей. Без ABS, ЭРА-ГЛОНАСС и подушек безопасности. Зато на двигателе с экостандартом «Евро-2», прямиком из конца 90-х годов. Авторынок пока дна не достиг, уверен автоэксперт Юрий Урюков:
Юрий Урюков автоэксперт «Сейчас все идет к тому, что у нас автомобильный рынок скатится в совсем дикие времена. Потихоньку, возможно, иностранные компании его будут покидать. Не формально — приостановкой, а фактически. Пример уже подал концерн General Motors, уже прекратилось производство у концерна Stellantis в Калуге, уже ходят слухи, что Renault собирается продать свою долю российской компании «АвтоВАЗ». Действительно, сейчас автомобили опять превращаются в роскошь. К счастью, у нас еще топливо не сильно дорожает, все остальные вопросы, связанные с содержанием, они, конечно, сильно возрастут в ценовом плане. Это касается и страховки, и обслуживания, и запчастей. Естественно, в итоге это приведет к тому, что автопарк у нас будет действительно стареть, ветшать. Мы опять будем откатываться назад, когда в ходу будут автомобили 10-, 15-летние».
С другой стороны, отмечает эксперт, переживать, что весь наш автопарк станет небезопасным, не стоит. Скорее, многие водители, особенно в регионах, воспримут новости об упрощении автомобилей с позитивом. Без ABS ездить все-таки можно, а стоимость автомобиля уже будет меньше. А возврат к двигателям «Евро-2» для рядового водителя будет означать только то, что бензин можно заливать похуже, а ремонтировать все станет проще и дешевле. Не время сейчас, как говорится, думать об экологии.