Смерть искусству не помеха: в новом сезоне «Диверсанта» использовали дипфейк с Владиславом Галкиным
Технология воссоздания цифровой копии человека позволила авторам сериала вернуть на экраны актера, который скончался в 2010 году. Насколько этично и законно тревожить образы покойных?
Читать на полной версии«Владислава Галкина «оживили» с помощью дипфейка ради роли в новом «Диверсанте», — под таким заголовком статья о художественном ходе создателей сериала вышла на «Афише Daily». Актера, который в нулевых годах сыграл старшего лейтенанта, а позже капитана и майора Калтыгина в сериалах «Диверсант» и «Диверсант 2: Конец войны», уже давно нет в живых — он скончался в возрасте 38 лет в 2010 году. Позапрошлогодний «Диверсант 3: Крым» вышел без Галкина, но теперь, по данным издания, он снова появится в мини-сериале «Диверсант: Идеальный штурм», который будут транслировать 9 мая. Актера возродили с помощью технологии deepfake, позволяющей создавать правдоподобные образы людей без их участия. «Афиша» даже публикует 11-секундный фрагмент видео — Галкин выглядит вполне реалистично. Комментирует редактор портала Film.ru Евгений Ухов:
Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Небольшой фрагмент, наверное, не дает всего объема информации, но то, что нам сейчас показали, — это сделано достаточно добротно. И нужно понимать, что это все-таки, я полагаю, не финальный вариант. Будут какие-то дальнейшие рихтовки. Конечно, чисто по-человечески мы понимаем, что перед нами определенного рода подделка. И мы приглядываемся, мы всматриваемся, мы находим шероховатости. Но на самом деле кино состоит из шероховатостей. Мы понимаем, что монстры, которых мы видим, фантастические миры — это все придумано, это все снято, это делают какие-то мастера грима, сочиняют операторы, чтобы под определенным углом в определенной позе снять актера. Но на самом деле, если отдаться настроению, если поддаться магии кино, то зритель не будет замечать каких-то таких подвохов, а будет плыть по течению хорошего рассказа, и получать от этого удовольствие».
На новости о появлении дипфейка Галкина в новом «Диверсанте» отреагировал его отец Борис Галкин. Заслуженный артист России назвал появление таких технологий «неожиданным и интересным», но ему будет «тяжело это смотреть» — хотя он не против самой идеи. «Эта компьютерная графика все равно хуже артиста, хуже чем Владислав Галкин. Если бы Вадик был жив, было бы по-другому», — цитирует актера News.Ru.
Как в российском праве регулируется использование образов покойных? Можно ли оживлять актеров и нужно ли спрашивать разрешение? Рассказывает партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина:
Анастасия Тараданкина партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere «Гражданским законодательством предусмотрена специальная норма, касающаяся права на использование изображения гражданина. И, конечно, про дипфейки там ничего не написано, но при этом эта норма достаточно обще сформулирована, и слово «изображение» можно отнести и к дипфейку. В данном случае прямо предусмотрено, что в случае смерти гражданина, согласие на использование его изображения должны дать жена и дети, а в случае их отсутствия — родители. Если говорить о конкретной ситуации, то можно предположить, что согласие все-таки было получено от самых близких родственников, и в этом случае использование изображения законно».
Дипфейки пока не получили широкого использования в кинематографе, но первые пробы пера уже есть. Так, в «Изгое-один» пытались вернуть на экраны Принцессу Лею в роли покойной Кэрри Фишер, и в «Хане Соло», чтобы омолодить одноименного персонажа Харрисона Форда. То же сделал и режиссер Мартин Скорсезе в «Ирландце», чтобы стереть несколько десятилетий морщин с персонажей Роберта Де Ниро и Аль Пачино. Каким бы ни получился новый «Диверсант», сериал уже в хорошей компании.