Премьер-министр России Михаил Мишустин, ссылаясь на данные по использованию сим-карт, заявил, что в страну вернулись 85% уехавших IT-специалистов. Разделяют ли оценку участники рынка?

«Скажу вам, что сегодня по сим-картам мы видим, что 85% вернулись обратно» — такие слова на конкурсе «Лидеры России» произнес Михаил Мишустин, говоря о покинувших страну российских айтишниках. По его словам, причина в оперативной реакции правительства «фундаментальное, очень важное решение» о поддержке IT-отрасли было принято мгновенно.

Мнения опрошенных Business FM участников рынка разделились: кто-то считает оценку правдоподобной, другие массовой репатриации в своем окружении не наблюдают. Соображениями делятся гендиректор компании «Нуматех» Павел Смоленский и директор платежного сервиса Atol Pay Владимир Канин:

Гендиректор компании «Нуматех» Павел Смоленский:

«Для начала: непонятно вообще, сколько их уехало, потому что цифры звучали абсолютно разные от совсем астрономических до вполне себе приемлемых. В то, что 85% вернулись, верю. Возможно, по моему личному мнению, уехали на эмоциях, большинство в никуда. Приехали, посмотрели, что там их никто не ждет, деньги потратили и вернулись назад. Не у всех есть такие ресурсы, чтобы просто собраться, уехать и жить там, быстро найти работу. Так не получится».

Директор платежного сервиса Atol Pay Владимир Канин:

«Не готов сказать, 85% или нет. Какое-то количество, конечно, вернулось. По моим ощущениям, это не 80%, а заметно меньше. Наоборот, я наблюдаю, что сейчас многие фрилансеры или аутсорсеры зачастую говорят: «А можно нам контракт с оплатой на Казахстан или Дубай?» Поэтому количественную оценку я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Интуитивно кажется, что нет возврата 85%, по крайней мере моих знакомых разработчиков. Может быть, половина, может быть, треть. Если говорить относительно, то на десять условно уехавших я вижу двух вернувшихся, но, опять же, вернувшиеся говорят: я на время, забрать какие-то документы, справки. А через месяц опять [уезжают]».

Подробностей Мишустин не сообщил. Например, сколько именно айтишников уехали и сколько вернулись. Ранее в Российской ассоциации электронных коммуникаций говорили, что в марте Россию покинули около 60 тысяч IT-специалистов, а в апреле уедут еще порядка 85 тысяч человек. Также премьер не указал, как именно власти отличают сим-карты айтишников и представителей других профессий. В реестр аккредитованных в России IT-компаний входят отнюдь не все разработчики. Личными оценками делятся два работника отрасли — разработчик Максим Янков и программист из Санкт-Петербурга Антон:

Разработчик Максим Янков:

«Вызывает очень большое сомнение возможность правительства адекватно все это оценить. Например, у меня лично есть ИП в России, с помощью которого я работаю с американскими заказчиками, но я не буду ходить по всяким инстанциям, подавать документы, чтобы кто-то этот ИП счел за IT-компанию. Огромное количество других мелких компаний, стартапов IT-компаниями тоже никто не считает. В итоге большой вопрос: как правительство вообще определяет, кто IT-специалист, а кто нет, насколько оно все это видит? Я знаю людей, которые возвращаются, чтобы закончить дела, оформить документы. Мне не знаком никто, кто уехал, но сейчас решил, что в России все хорошо и он хочет постоянно жить в РФ. Общение с любым знакомым, с которым я не общался давно, начинается с фразы: «Ты уже уехал?».

Программист из Санкт-Петербурга Антон:

«У меня из знакомых где-то 15 или больше человек из IT-тусовки уехали. Из них в России находятся два или три человека, но они приехали на пару недель доделать какие-то дела, которые не успели перед отъездом: что-то с квартирой, с машиной порешать. Тех, кто передумал бы уезжать и вернулся, на сегодняшний день нет вообще».

Данные по репатриации представителей всех профессий озвучили ранее в Минцифры. По данным ведомства, к середине мая на родину вернулись более 80% россиян, покинувших страну с начала боевых действий. В министерстве также сослались на данные по использованию российских сим-карт и не обозначили, о каком числе репатриантов идет речь.