В Госдуму внесли поправки в закон об иноагентах. В документе содержатся как послабления для тех, кто уже признан иноагентом, так и новые основания для получения этого статуса.

Предложенные поправки позволят признавать иноагентами теперь и тех, кто не получает денег из-за рубежа. Достаточно оказаться под «иностранным влиянием». Также расширяется список того, чем нужно заниматься в России, чтобы попасть под риск получения статуса иноагента. К политической деятельности добавилось, например, распространение сообщений и материалов для неограниченного круга лиц или участие в создании таких сообщений и материалов.

В случае принятия закона в этой редакции иноагентами смогут стать также родственники иноагентов и коммерческие компании. Из послаблений: иноагентам, согласно предложенным поправкам, больше не нужно будет ставить дисклеймер в соцсетях, если посты о чем-то личном. Если же пост связан с профессиональной деятельностью, дисклеймер остается.

Также предлагается сделать то, о чем раньше просили правозащитники: ввести единый порядок исключения из реестра иноагентов. Покинуть список можно будет, если проверка Минюста покажет, что иноагент в течение года не получал иностранной поддержки. Член Совета по правам человека Ева Меркачёва оценивает предложенный документ как «шаг вперед и три назад»:

Ева Меркачёва член Совета по правам человека«Иностранным агентом может стать не только тот, кто занимается политической деятельностью, но и тот, кто занимается сбором информации и распространяет ее. Соответственно, любой журналист. Правильно ведь? Каждый журналист, ведь в его профессию входит именно это — собирать информацию, анализировать ее и распространять. Потенциально попадает под статус иноагента любой правозащитник, потому что он зачастую опирается на международные нормы. Каждый правозащитник в том числе может следовать каким-то принципам. Если он опирается на эти принципы, он попадает под иностранное влияние. Так можно довести до полного абсурда. Например, если человек где-то цитирует Канта, он тоже иностранный агент, потому что он под тем же самым влиянием».

Ранее многие наблюдатели критиковали нормы, связанные со статусом иноагента, за то, что в законах не были строго сформулированы сами понятия «иностранный агент» и «иностранное влияние». Поправки вносят ясность, отмечает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:

Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «С учетом того, как сформулированы понятия и определения «иностранный агент» или «иностранное влияние», стало намного понятнее, что подвести под данные обозначения можно любое лицо, юридическое или физическое, независимо от его местонахождения, гражданства и регистрации, если оно осуществляет действие в общественно-политической сфере, являющейся хоть сколько-нибудь значимой для государства».

Наделять физических и юридических лиц статусом иногаента, по словам юриста, изучившего поправки, по-прежнему будет уполномоченный государственный орган. То есть процедура наделения статусом иноагента более прозрачной не станет. При этом законопроект не обязывает госорган хоть как-то мотивировать свое решение.