Банки начали снижать кешбэк и менять программы лояльности. В чем причины?
Во время пандемии банки тоже снижали размер кешбэка, но тогда большинство клиентов изменений не заметили. Обратят ли внимание на новые условия держатели карт на этот раз?
Читать на полной версииРяд крупных российских банков пересматривают условия по программам лояльности. С 18 апреля условия ухудшились, например, в «Русском стандарте» и Росбанке. Последний снизил кешбэк до 0,5% вместо 1% на некоторые товары, также отменен повышенный кешбэк 3% на несколько категорий, среди них «товары для дома» и «аптеки». О планах изменить программу лояльности Business FM рассказали и в пресс-службе «Сбера».
По словам экспертов, причина в том, что Центральный банк для поддержки бизнеса до конца лета ограничил максимальный размер комиссии, которую банки могут брать с магазинов за прием их карт. Часть доходов от нее компании как раз и используют для выплаты кешбэка. Теперь размер такой комиссии при покупке социально значимых товаров и при оказании услуг ЖКХ, связи, образования и медицины не должен превышать 1%. Раньше ее средний размер составлял 1,2-2,2%. Но есть и другие причины, указывает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:
— Это общеэкономическая ситуация и высокие ставки. Когда банкам, с одной стороны, нужно удержать клиентскую базу и транзакционную активность, а с другой стороны, резко падают доходы, есть эффект давления на маржу, снижаются также комиссионные доходы — в этих условиях банкам придется проводить отдельные точечные корректировки. Но пока, судя по заявлениям многих крупных банков, масштабного пересмотра этих программ не ожидается.
— Кешбэк где-то и до 10% доходит, могут ли вообще убрать?
— Всевозможные кешбэки 15%, 20%, 40% — это исключительно маркетинговый ход: клиент никогда не получит эффективную ставку даже хотя бы 3-3,5%.
Во время пандемии банки тоже снижали размер кешбэка, но, по данным аналитиков, почти 90% держателей карт не заметили изменений, и только 5% опрошенных отметили, что программы лояльности ухудшились. Обычно такие акции предполагают повышенный кешбэк 5-10% в одной категории, а в остальных средний размер бонуса составляет 1% от покупки. То есть если клиент потратит за месяц 50 тысяч рублей, на карту вернется всего лишь 500 рублей. Продолжит финансовый журналист, автор телеграм-канала Moneyhack Александра Краснова:
Александра Краснова финансовый журналист, автор телеграм-канала Moneyhack «Есть категория людей, которых называют хоббистами, — они очень внимательно отслеживают все условия, пользуются разными картами для того, чтобы получать максимальный кешбэк. Я думаю, эта категория точно заметит. Остальные обратят внимание, что стало меньше кешбэка, но вряд ли поменяют из-за этого банк. Негласная цифра на банковском рынке — это 3 тысячи рублей в месяц по обычным картам. Это максимальная сумма кешбэка, которую может получить человек. Сейчас пользователей намного больше волнует, попал ли банк под санкции».
По данным аналитического агентства Frank RG за 2021 год, банки перестали гнаться за тем, чтобы предложить самый высокий кешбэк на рынке. Теперь ключевая задача программ лояльности — удержать существующих клиентов, а не привлечь новых и повысить транзакционную активность. По данным ЦБ, по итогам 2020 года доля безналичных платежей в торговой рознице и так достигла 70%. Реальные доходы населения снижаются, и обороты по картам достигли максимума, поэтому стратегии банков будут меняться, отмечают эксперты. Комментирует старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко:
Анна Стогниенко старший проектный лидер Frank RG «На Западе стимулируют за покупки по карте только премиальных клиентов. Есть общие программы лояльности банка, которые предоставляются за любую банковскую активность. Например, за открытие дополнительного счета или за получение кредитного продукта начисляются бонусные баллы. Бонусные баллы могут быть списаны, деньгами обычно никто ничего не платит: все идет либо в компенсацию комиссии, либо в повышение небольшой процентной ставки, либо в снижение процентной ставки по кредиту. Это будет программа стимулирования приобретения других банковских продуктов».
По словам участников рынка, кешбэк для бизнеса — это издержки. Предприниматели часто закладывали их в стоимость товара. Получается, что потребители сами оплачивали себе бонусы.