Главный исполнительный директор нидерландской компании ASML Holding NV Питер Веннинк сообщил прессе, что некоторые производители электроники из-за затянувшегося кризиса комплектующих стали скупать старые стиральные машины и извлекать из них необходимые им микрочипы.

Сама нидерландская ASML микрочипы не производит. Она производит оборудование — для их производства. И является абсолютным лидером на мировом рынке. Это положение обязывает ее следить за глобальными трендами. Питер Веннинк не стал уточнять, какая именно компания, но, по его словам, немаленькая — стала скупать старые стиральные машины, чтобы извлечь из них микросхемы. Можно предположить, что это, скорее всего, один из автопроизводителей, так как именно они пострадали из-за нехватки микросхем больше всех. Для мастера по ремонту стиральных машин Андрея такое сообщение выглядит совершенно невероятным:

«Эти контроллеры, как правило, нужны для определенных целей. Я очень сильно сомневаюсь, что они могут подходить для автомобилей. Чип делается специально под параметры техники. Чип от автомобиля Volvo нельзя поставить в автомобиль Mercedes — он не будет просто работать. А если он от стиральной машины, вообще не будет работать. Может быть, я неправильно понимаю слово «чип». Процессоры отличаются друг от друга даже для разных моделей стиральных машин: нельзя взять процессор отсюда и поставить туда».

Автоматизированные системы управления, электроника — это то, что нас окружает в повседневной жизни и о чем мы, как правило, особо не задумываемся. Это свет, вода и тепло в домах, работа автомобилей и светофоров. При этом базовые программируемые компоненты этой машинерии могут быть одинаковыми — и в стиральной машине, и даже в космической отрасли, поэтому большинство компаний, которые их создают, стараются сделать некий стандартный, но перепрограммируемый для разных целей продукт.

Большая часть конечного мирового производства сосредоточена на заводах TSMC на Тайване. Но предприятия очень пострадали из-за пандемии. Уязвимость стала обратной стороной глобализации и оптимизации, указывает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский:

Иван Покровский исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники «Выковырять, конечно, все можно, и это даже может работать, но это является очень грубым нарушением стандартов качества. Это показывает уровень проблемы, с которой столкнулись сейчас все заказчики электронных компонентов, не только автомобильной электроники — любой. Слишком высокая концентрация всех заказчиков на одной фабрике привела к тому, что предложение неэластично по отношению к спросу. Все гнались за эффективностью, но оборотной стороной этой эффективности является то, что система кране неустойчива».

Чисто технически подобная операция не представляет сложностей для любого современного производства, свидетельствует замгендиректора по развитию производства московского завода «Физприбор» Роман Набоков:

Роман Набоков замгендиректора по развитию производства московского завода «Физприбор» «Видимо, какие-то конкретные микросхемы были нужны. Им нужно было именно то, что стоит в этих стиральных машинах. Любые чипы можно выпаять и переставить — это вполне нормально. На производстве это возможно, для этого есть все средства. Мы, когда производим электронику, если какая-то микросхема бракованной пришла, можем ее выпаять и поставить на ее место новую. Точно так же и здесь. Конечно, это затратнее, чем просто установить микросхему. Как на шиномонтаже, условно говоря: просто поставить колеса, уже надетые на диски, или с диска скинуть резину и поставить новую».

В России, например, старую стиральную машину можно купить от 1,5 тысячи рублей. Заявленная стоимость нового, правда, уже очень устаревшего программируемого контроллера Siemens Simatic S7-300 — который, кстати, использовался на АЭС в иранском Бушере, когда на него была произведена кибератака, и вполне может быть использован при производстве автомобилей — составляет где-то 1200 рублей. Хотя купить его новым сейчас нельзя — все складские запасы исчерпаны. Так что странная на первый взгляд история, рассказанная Питером Веннинком из нидерландской ASML, выглядит более чем правдоподобно.