«Яндекс» останавливает и отменяет инвестиции в России и за рубежом, сообщила компания в годовом отчете. С какими проблемами, в том числе финансовыми, столкнулся российский «Яндекс»? И где теперь IT-компании будут брать средства на развитие?

«Яндекс» дал определение нынешней ситуации — «продолжительный спад». И дело не только в санкциях или курсе нацвалюты, но и в негативном настроении потребителей. И все это также негативно повлияет на компанию. Заодно «Яндекс» решил пересмотреть прогнозы на этот год. Напомнил, что в конце февраля на американском NASDAQ приоставлена торговля акциями российского IT-гиганта. И держатели облигаций могут потребовать от «Яндекса» вернуть деньги, а это миллиард с четвертью долларов. Но у компании нет свободных денег, чтобы рассчитаться с инвесторами, и сейчас идут переговоры. Но ни сроков, ни гарантий успеха нет. И поэтому «Яндекс» приостанавливает или вовсе отменяет запланированные инвестиции и в России, и за рубежом. Подробностей нет. Но у компании есть несколько проектов в других странах. В том числе в Европе и США, напоминает аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин:

Артем Михайлин аналитик ИК «Велес капитал» «Расшифровки какой-то конкретной не было, и если говорить про зарубежные инвестиции, были проекты «Яндекс.Лавка» за рубежом, в Париже, в Лондоне функционировали, вот эти инвестиции могут иметься в виду, были подразделения «Яндекса», связанные с тестированием беспилотного транспорта в США в Мичигане, проекты, связанные с «Роверами», доставщиками, такси есть за рубежом, в Прибалтике, мы уже видели, блокировали».

Решение «Яндекса» наталкивает на одну важную мысль. Крупные IT-компании, которые уже состоялись и получают прибыль, могут тратить на развитие как заемные, так и собственные деньги. Но что делать российским стартапам? Где им брать на это средства?

Можно, конечно, попросить их у государства, но оно очень любит тщательно контролировать, как тратятся его деньги. Главным источником инвестиций был и есть западный рынок капитала. Там охотно вкладывают в начинающие IT-компании по всему миру. И они годами могут жить на чужие деньги. Дальше могут закрыться, потому что идея не выстрелила. А могут заработать в сотни, тысячи раз больше, чем в них вложили. Но теперь рынок иностранного капитала для наших компаний закрыт. И взять деньги там, где весь мир привык их брать, не получится. Продолжает гендиректор оператора дата-центров Oxygen Павел Кулаков:

Павел Кулаков гендиректор оператора дата-центров Oxygen «Крупные IT-компании, как правило, развиваются на собственные средства в большей своей части, если мы говорим о крупных российских компаниях прежде всего. У них достаточно собственной ликвидности для эффективного развития. А что касается стартапов, то возможность развиваться у них есть только одна — выходить на зарубежные рынки, на какие-то международные рынки со своими идеями. Не внутри России, а на других рынках, где есть свободный доступ к дешевым заемным капиталам».

Далеко за примерами ходить не надо. Инвестором в тот же «Яндекс» когда-то был основанный американцем Майклом Калви фонд «Бэринг Восток». И он являлся крупнейшим акционером компании, пока та не вышла на биржу. «Яндекс» стал крупнейшей IT-компанией в России, которая каждый год получает стабильную прибыль. В 2021-м выручка выросла в полтора раза и составила 356 млрд рублей. Доходы от продажи рекламы увеличились больше чем на четверть. Но сейчас, как отметил в отчете «Яндекс», из России ушли иностранные компании. И нетрудно догадаться, как это скажется на рекламе и электронной коммерции. Хотя есть и хорошая новость — с нашего рынка интернет-рекламы ушел главный конкурент «Яндекса» — Google. Да и на такси, которое приносит «Яндексу» значительную долю выручки, люди продолжают ездить. И все-таки, если перефразировать старый слоган «Яндекса», найдется теперь далеко не все. В том числе инвестиции.