Пока IKEA закрыта, российский рынок мебели учится выживать
IKEA заявляла о перерыве своей деятельности в России на три месяца — срок истекает 31 мая. Но уже сейчас с кризисом столкнулись около двух десятков фабрик, которые производили мебель под шведского гиганта
Читать на полной версииIKEA ищет возможности возобновить свою работу в России. О планах шведского гиганта рассказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. По его словам, свои магазины Mega компания не закрывала, ее инвестиции в Россию не остановлены. Когда IKEA перенастроит логистику поставок, тогда она и откроется, заключил Евтухов. После приостановки деятельности компании в России без работы остались два десятка ее контрагентов, отмечает Forbes.
IKEA приостановила деятельность в России в начале марта, однако оставила свои мегацентры, логистику и сотрудников на зарплате. Шведская компания пустила в России глубокие корни, занимала 20% всего рынка мебели с уровнем локализации производства в более чем 50%. Самым крупным капиталовложением была «ИКЕА Индастри» в Новгородской области. В итоге от паузы пострадали контрагенты — крупные российские компании, заточенные именно под формат IKEA, — около 20 штук. И речь не только о России: решение IKEA сказалось и на контрагентах из Белоруссии. Один из них — руководитель проекта по закупке металла «Делком40» Сергей Потапов. Его фирма — «дочка группы» компаний COM40, производителя мягкой мебели — для IKEA делала 20 тысяч диванов в неделю:
— IKEA ушла, а у нас все производство было ориентировано на данное производство. Сейчас мы стараемся найти альтернативные источники, куда можно реализовывать свою продукцию, — запустить линейку мебели под своей торговой маркой. Стараемся найти новые рынки сбыта — торговые сети, может, оптовые покупатели. Делаем все для того, чтобы открыть собственную розничную сеть, как бы в далеких планах. Мы потеряли 90%, производство практически остановлено.
— Сколько времени может потребоваться, чтобы хотя бы «выйти в ноль»?
— По моим расчетам, где-то в районе полугода.
Одним из крупнейших партнеров IKEA была российская компания «Аскона». Они работали вместе почти 20 лет. «Аскона» поставляла шведам 1 млн матрасов в год, с уходом IKEA вынуждена была отправить в отпуск или переориентировать 600 сотрудников — почти 15% от общего штата, писал Forbes со ссылкой на компанию. «Аскона» в своем Коврове — градообразующее предприятие. Business FM отправила в фирму запрос, но оперативный комментарий там дать не смогли.
Проблема переориентации поставщиков IKEA на других игроков в том, что они были заточены под формат шведов, перенастраивать производство и все цепочки — долго и дорого. А главное — неясно, есть ли в этом смысл и насколько приостановка работы IKEA затянется. О том, что значит быть заточенным под формат IKEA, поясняет основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон Макаров:
Антон Макаров основатель интернет-магазина мебели Divan.ru «Выполнение всех требований по стандартам качества материала, сертификации — гораздо больше требований, чем на данный момент по законодательству РФ. Плюс это обычно довольно-таки большой серийный поток, можно сказать, производственный конвейер. Минимальная себестоимость, сокращение издержек, максимальная бережливость, но и в то же время не самая большая наценка для партнера. Мы с IKEA не работали, наоборот, к нам обратились ряд партнеров, которые с IKEA работали, — кто-то для выживания, кто-то для поддержания мощностей, которые они имеют».
В том, что IKEA рано или поздно вернется на российский рынок, поставщики не сомневаются. Это не какой-нибудь датский Jysk, который ушел, судя по всему, окончательно: третья попытка зайти в Россию успехом не увенчалась, и 12 магазинов в аренде — актив некритичный. Сами шведы из IKEA заявляли о перерыве на три месяца, то есть срок истекает 31 мая. Некоторые горячие головы, конечно, говорят, что у шведов было слишком много времени на раздумье и пора их выгонять. Но вряд ли стоит воспринимать такие заявления всерьез — слишком важна IKEA для российского рынка. Об этом свидетельствует хотя бы ажиотаж в последние дни работы ретейлера.