Законодательство об иноагентах подвергнут упорядочиванию и, видимо, ужесточению. Комментарий Георгия Бовта
При кажущемся упрощении и упорядочивании законодательства об иноагентах кажется, что в их список попасть теперь будет проще, а перечень оснований для попадания в него станет шире, считает политолог
Читать на полной версииКомиссия Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России разработала законопроект, обобщающий нормы российского законодательства об иноагентах. Законопроект получит название «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он предусматривает создание единого реестра иностранных агентов вместо существующих четырех. Вводится понятие «иностранный агент», определяются лица, которые не могут быть признаны иноагентом, а также даются пояснения таким понятиям, как «иностранное влияние», «иностранные источники» и «политическая деятельность». Иноагентам могут запретить инвестировать в компании, важные для безопасности РФ. Виды таких предприятий и организаций будут перечислены в законе. В частности, к ним относятся компании, производящие вооружение и военную технику, компании, работающие в сфере авиации и космонавтики, а также в области разведки и добычи полезных ископаемых. Также иностранный агент не вправе будет получать государственную финансовую поддержку. Иноагентам запретят вести преподавательскую, просветительскую и воспитательную работу, производить информационную продукцию для детей и подростков.
Судя по заявлению главы комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василия Пискарева, в подготовленном законопроекте формально учтены в том числе многие замечания к существующей практике внесения тех или иных лиц или организаций в список иноагентов. Будет определено, кто такой «иностранный агент», будут даже определены лица, которые не могут быть признаны иноагентами.
Но пока трудно представить себе второй список: внесение и публикация соответствующего законопроекта планируются на следующей неделе, когда свои предложения внесут еще и сенаторы, тогда и возникнет больше ясности. Также парламентарии обещают, как просили, в частности, члены президентского Совета по правам человека на встрече с главой государства в конце прошлого года, дать и пояснения таким понятиям, как «иностранное влияние», «иностранные источники» и «политическая деятельность». Пока непонятно, будут ли определены размеры и параметры, скажем, финансовой поддержки со стороны заграницы или таковой по-прежнему может быть сочтен любой денежный перевод даже частного лица или родственника. В случае если формулировки будут размыты или будут, например, включать часто встречающееся в наших законопроектах выражение типа «и по иным основаниям/причинам», то это никак не будет говорить о том, что законодательство смягчается.
Также пока ничего не слышно о том, что признание иноагентами возможно будет только в судебном порядке. Хотя, с другой стороны, суды, получив такое исключительное право, могут просто механически начать штамповать то, что подадут им в виде иска исполнительные органы. Так что сам по себе судебный порядок сути не меняет.
И вообще ждать каких-либо послаблений в нынешней ситуации было бы наивно. Тем более что еще до начала спецоперации на Украине основные закоперщики законодательства говорили о том, что оно должно быть ужесточено. Это и будет сделано. И тут стоит обратить внимание на то, что в единый реестр теперь попадут не только физлица или СМИ и НКО, объявленные сами «иноагентами», но и те, кто связан с ними. Так называемые аффилированные с «иноагентами» лица. Это может в разы расширить список. Тем более что признаки аффилированности всегда можно толковать достаточно широко. Притом что в единый реестр будут включены физлица из числа даже бывших, а не только действующих работников, учредителей и руководителей СМИ, НКО и общественных объединений, «выполняющих функции иностранного агента». Так что даже разрыв с «иноагентами» до внесения в реестр не гарантирует, так сказать, очищения.
Важной новеллой станет запрет на государственную поддержку. До сих пор теоретически НКО-иноагент могло даже получать от государства гранты на свою работу. И такие прецеденты были. Уже давно. Когда еще была жива Людмила Алексеева во главе Хельсинкской группы, признанной иноагентом. Теперь важно понять, коснется ли такой запрет уже и получения пенсий и социальных пособий. Как и то, коснется ли запрет на инвестиции в стратегически важные компании, скажем, покупки акций «Лукойла», «Роснефти» или «Газпрома» на Московской бирже.
С другой стороны, Минюст предлагает исключить маркировку иноагентов в соцсетях, а оставить ее только при профессиональной деятельности. Также Минюст считает нужным упростить выход из списка «иноагентов». Скажем, в случаях, когда произошла ошибка. Впрочем, тут здравый смысл подсказывает, что должны ведь появиться и еще какие-то основания. Иначе получается, что зачисление в «иноагенты» может быть, по сути, пожизненным.
Что касается предложения убрать маркировку в соцсетях, то она, конечно, здравая. Глупо выглядит, когда человек «постит котиков», а затем ставит на это утвержденное клеймо из примерно 40 слов капслоком. Однако и это предложение тоже вряд ли проходит по части либерализации. Оно скорее призвано защитить само законодательство от его дискредитации в глазах обывателей.
В целом по итогам улучшения законодательства, а вернее, его упорядочивания и кодификации процесса в целом, может оказаться, что попасть в списки «лишенцев» — а речь ведь именно об ограничении в правах определенной категории граждан — будет легче, а сами списки будут пополняться еще энергичнее. Сейчас в нашей стране обозначены «иноагентами» около 400 организаций и физических лиц. Физлица, объявленные «СМИ — иностранными агентами», включаются в тот же реестр, что и организации с таким статусом. Последними туда попали на прошлой неделе, в частности, политолог Екатерина Шульман, карикатурист Сергей Елкин и журналист-блогер Юрий Дудь (признаны иноагентами).
Цифра в 400 человек для страны с населением более чем 140 млн, конечно, кажется ничтожной. Ровно до тех пор, пока на законодательном уровне не встанет вопрос о том, а не являются ли те сотни тысяч и даже миллионы людей, кто подписан на их аккаунты, ставит «лайки» на их публикации в тех же соцсетях или, того хуже, публично согласен с какими-то отдельными их мыслями и идеями, лицами, которые уже сами «аффилированы с иноагентами». Со всеми вытекающими последствиями.