Морские перевозки российской нефти за неделю с 8 по 15 апреля сократились на четверть, сообщило Bloomberg. При этом, по данным этого же агентства, Индия удваивает закупки нашего сырья. «Коммерсантъ» писал, что у российских заводов из-за сокращения экспорта накопились запасы топлива, из-за чего они были вынуждены сократить переработку.

Насколько сложна эта ситуация для НПЗ? И что говорят российские потребители топлива о ценах?

Гендиректор агрофирмы «Целина» из Ростовской области Виктор Бородаев говорит, что радуется тому, что цена на топливо не повышается. Начался сельскохозяйственный сезон, посевная. Правда, основной расход ГСМ приходится на лето, во время уборки. Аграрий, комментируя топливные цены, заодно замечает, что он и против их понижения, потому что понимает, что нефтеперерабатывающие заводы сейчас тоже в сложном положении:

Виктор Бородаев гендиректор агрофирмы «Целина» «Не смысл, чтобы это понижалось, мы понимаем, что экономика должна быть и у тех предприятий, которые производят это топливо, нас устраивает. Повышения нет, понижения мы не желаем, эта цена, ну, будем говорить, мы считаем, объективная. Это было бы неправильно сегодня требовать, чтобы там снижалась цена. Это не пойдет на пользу ни нам, ни в целом стране и ни тем предприятиям, которые производят. Меня радует то, что она не повышается в связи с тем, что у нас уменьшились поставки на экспорт, и заводы даже наши нефтеперерабатывающие останавливаются, потому что продукцию некуда девать».

Как сообщал «Коммерсантъ», российские нефтекомпании сокращают переработку нефти. И только за первую половину апреля объемы снизились на 6%. Это связано с трудностями с экспортом российской нефти и нефтепродуктов. В том числе в США — Штаты, после того, как ввели санкции против Венесуэлы и закупки венесуэльской нефти, стали активными покупателями нашего мазута, необходимого американским НПЗ. А теперь санкции действуют против России. И нашим заводам приходится уменьшать производство, чтобы не переполнялись резервуары и чтобы не пришлось останавливать предприятия. О чем, как писали СМИ, еще в марте сообщал правительству «Лукойл» — второй в России по величине нефтепереработчик. Действительно ли нам не хватает хранилищ? Мнение замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова:

Александр Фролов замгендиректора Института национальной энергетики «У нас нет системы хранения, подобной той, которая создается в государствах нетто-импортерах нефти и нефтепродуктов. Но, тем не менее, мощности по хранению у нас есть, они на данный момент достаточны. 2020 год и дальнейшие события продемонстрировали главное — достаточную мобильность наших крупных нефтегазовых компаний с точки зрения объемов производства. Сначала рассказывали, Россия не сможет сократить добычу. Потом начали рассказывать, ну, раз Россия сократила, она не сможет восстановить добычу, как вы видите, добычу мы восстановили».

Заодно Bloomberg сообщило, что Индия удваивает закупки российской нефти. И делает это теперь не на открытых тендерах, а в частном порядке, чтобы получить более выгодные цены. Вот только как это вяжется с информацией все того же американского агентства, что отгрузка нашей нефти для перевозок морем, наоборот, сократилась на четверть?

Но, во-первых, наши энергетики засекретили информацию о работе нефтяной отрасли. А, во-вторых, сегодня перевозки сырья из-за неопределенности могли сократиться, а завтра снова вырастут, отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Когда заканчивается отдельный контракт на отгрузку в Индию, еще кому-то в рамках перестроения рынков сбыта, то у нас идет проседание, поэтому тут даже неделя к неделе совершенно разные данные. Я думаю, что никакого стабильного увеличения или стабильного падения нет, удалось законтрактовать — окей, отгрузили, статистика пошла вверх, не удалось законтрактовать — значит, все откладывается. И такая чехарда будет весь этот период».

Кроме того, производители стараются увеличить поставки на внутренний рынок, чтобы избежать переполненности хранилищ. Готовы помочь электроэнергетики — больше закупать мазута для ТЭЦ. Правда, для этого они попросили, чтобы им увеличили квоты на выбросы. Но, вообще, проблема может быть и не такая острая. В Минэнерго, например, напомнили, что весной наши НПЗ традиционно встают на ремонт, отмечает «Коммерсантъ». И поэтому в апреле-мае и так каждый год снижается нефтепереработка. То есть все у заводов идет по плану, нефть Россия продолжает продавать, и даже у аграриев есть маленький повод для радости.