Плату за промышленные выбросы в России могут снизить. Нет ли нарушения прав граждан?
Власти обсуждают смягчение экологических требований к российским предприятиям, чтобы поддержать бизнес на фоне санкционного давления. Однако инициатива не столь однозначна и затрагивает благополучие граждан РФ, считает эксперт
Читать на полной версииГоссовет РФ предлагает в четыре-пять раз снизить тарифы за вредные выбросы в атмосферу «для поддержки бизнеса в условиях санкций». Как сообщают «Известия», также предлагается освободить заводы от обязанности устанавливать датчики автоматического контроля выбросов. Минприроды выступил резко против. Какие аргументы приводятся с двух сторон?
Предложения о снижении тарифов за вредные выбросы предприятий были разосланы в профильные ведомства еще в конце марта. Вопрос потребует внесения поправок в законы и подзаконные акты. Однако председатель Общественного совета Минприроды России Александр Закондырин говорит об этом как о практически решенном вопросе:
Александр Закондырин председатель Общественного совета Минприроды России«В прошлом году был сбор примерно на уровне 19 млрд рублей. Прогнозируемые данные по 2022 году — около 4 млрд рублей. Снижение будет примерно на 15 млрд рублей. Это большая поддержка для деятельности крупных промышленных компаний, для многих предприятий, которые испытывают трудности, связанные с санкционной политикой, с изменением структуры рынка, логистических цепочек, — для них эти деньги будут точно не лишними. В этом плане правительство работает достаточно профессионально, очень оперативно, учитываются меняющиеся ситуации. Мы, скорее всего, будем вносить изменения в ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды».
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выступает против этой инициативы — потому что это не что иное, как попытка использовать текущую конъюнктуру как предлог для нарушения экологических прав граждан страны, считает директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов:
Роман Пукалов директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» «Это попытка подмазаться под ситуацию, увеличить свою прибыль. Эти предложения — для «двоечников», тех, что до сих пор не достигли норм воздействия предельно допустимых выбросов своих предприятий и сейчас пытаются, ссылаясь на санкции, оправдать свои экологически вредные действия. Нет, это недопустимо. Насколько эти меры повлияют на их благополучие — я не знаю, но меня интересует благополучие граждан Российской Федерации, которые обладают конституционным правом на чистый воздух, на чистую воду, на благоприятную окружающую среду».
В среду, 20 апреля, Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс. Поправки снимают некоторые экологические ограничения при застройке особо охраняемых природных территорий. Правда, формулировки текста были несколько смягчены по сравнению с изначальным вариантом, который предполагал практически бесконтрольное возведение «приоритетных инфраструктурных проектов».
Кроме того, из-за санкций в России предлагается временно разрешить выпускать машины экологического класса «Евро-0», запрещенного в странах Европы с 1992 года. В России и странах Таможенного союза с 1 января 2016 года на все автомобили действует стандарт «Евро-5».