Ждет ли российский автопром возвращение в 90-е?
Санкции, затронувшие автомобильную промышленность, приведут к возвращению выпуска устаревших моделей и снижению требований к экологии. Кабмин, к примеру, предлагает вернуть стандарт «Евро-0»
Читать на полной версииИз-за санкций Россия будет вынуждена временно перейти на выпуск устаревших моделей. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов в интервью RT. Например, концерны могут вернуть старые комплектации, а кое-где поставить ручные коробки передач.
Минпромторг также предложил разрешить выпуск машин с пониженными требованиями к экологии. А кабмин предлагает вернуть стандарт «Евро-0», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на постановление.
«Евро-0» — это экологический класс по выхлопам 30-летней давности. Однако речь не только об экологии.
«Евро» с порядковой цифрой — это стандарты экологичности и безопасности авто. «Евро-0» — это, конечно, не черное облако за автомобилем, но воздух такой выхлоп не озонирует. Это самый первый стандарт, введенный в 90-х годах, и к которому чиновники теперь предлагают вернуться. Минпромторг предлагает дать послабления до следующего февраля. А постановление кабмина затрагивает автомобили, выпущенные с апреля по декабрь этого года. Документ касается только крупных отечественных концернов со штатом не менее пяти тысяч человек. Таких в России всего несколько, отмечает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Оборудование автомобиля по евростандарту — это комплексная и очень дорогая история, просто так импортозаместить какой-нибудь «каталитический нейтрализатор» не получится — речь идет о десятках лет разработки. К примеру, последний год Европа обсуждает переход на ультрасовременный стандарт «Евро-7», где уровень вредных для атмосферы веществ должен быть сведен практически к нулю. Выбросы должны быть настолько малы, что даже ущерб от стирания шин будет больше. Концерны, в частности Volkswagen, расписываются в своем бессилии: потолок чистоты, можно сказать, уже достигнут, из ДВС выжат максимум, огромные траты того не стоят — дальше уже можно пересаживаться на электромобили.
В России до известных событий пределом был стандарт «Евро-5». Автомобили, которые не соответствовали стандартам, нельзя было даже поставить на учет в ГИБДД. Теперь говорить о переходе на «Евро-6» не приходится, идем по пути Ирана, констатирует автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Решение полностью вынужденное, поскольку сейчас в России нет отечественных поставщиков и производителей необходимого оборудования топливного, которое позволит автомобилям выдерживать современные нормы экологичности. Основным поставщиком у нас на рынке была компания Bosch. Было два варианта: либо попытаться как-то срочно самим начать производить нейтрализаторы каталитические и топливную аппаратуру, что невозможно в текущих условиях, либо просто скорректировать техрегламент и разрешить ставить на учет автомобили, которые, в общем, относятся к классу «Евро» двадцатилетней давности. Собственно, пошли по простому пути — отказаться от этих евростандартов, пойти по пути Ирана, выпускать автомобили изначально технически отсталые, но выпускать хоть какие-то, потому что сейчас, к сожалению, в России вообще мы не можем выпустить ничего».
Business FM направила запрос всем концернам, для которых ожидаются послабления по евростандартам. Нигде оперативный комментарий на момент выхода публикации дать не смогли. Только КамАЗ сообщил, что уже перешел к выпуску грузовиков по стандарту «Евро-2» — пять тысяч штук ожидают разрешения на реализацию.