Снова сложности с возвратом картин. В субботу, 9 апреля, Франция приняла решение об изъятии из так называемой коллекции Морозова картины, принадлежащей бывшему председателю совета директоров Альфа-банка Петру Авену, который был включен 28 февраля в санкционные списки Евросоюза.

Вся коллекция, которая была предоставлена для выставки «Иконы современного искусства», которую проводил с прошлого сентября по апрель фонд Louis Vuitton, насчитывает приблизительно 200 работ Гогена, Ренуара, Матисса, Боннара и Ван Гога. Из этого большого количества задержан автопортрет Петра Кончаловского — деда режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, — датируемый 1910 годом. Картина принадлежит бизнесмену Петру Авену, как утверждается, «близкому к Владимиру Путину». Относительно остальных картин французская сторона заверяет, что все они должны в ближайшие дни быть отправлены в Россию. Но обстановка нервная, говорит искусствовед, журналист The ArtNewspaper Софья Багдасарова:

Софья Багдасарова искусствовед, журналист The ArtNewspaper «В настоящий момент в Париже находятся картины из самых разных собраний. Это российские картины, одна картина из украинского музея и картины из частных собраний нескольких коллекционеров. Одна картина, являющаяся собственностью одного известного коллекционера, Авена, задержана французскими властями. Это выглядит шокирующе, но ситуация, при которой частное имущество задерживается властями, встречается повсеместно веками. Что сейчас волнует всех — это что сейчас будет с картинами, принадлежащими российскому государству: эрмитажными, из Пушкинского музея и из Третьяковки. Эмоции относительно России сегодня такие сильные, что никто не может ничего предсказать».

Есть как минимум еще одна картина из коллекции, которая, видимо, пока что останется во Франции. Информация по ее поводу противоречивая. По одним сведениям, речь идет о некоем полотне из музея города Днепра, которую решено временно оставить во Франции из-за идущией военной спецоперации. Однако газета Le Monde пишет, что это портрет Тимофея Морозова, написанный в 1891 году Валентином Серовым, принадлежащий основному акционеру производителя удобрений «Акрон» Моше Кантору. Он также под санкциями с той же формулировкой: как лицо, близкое к Владимиру Путину. Чисто с юридической точки зрения ситуация, мягко говоря, нетривиальная, говорит руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук:

Андрей Тимчук руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere «В большинстве западных стран, в том числе во Франции, действует иммунитет для культурных ценностей. Для того чтобы они могли спокойно вывозиться на выставки, а потом возвращаться их владельцам. Этот иммунитет устанавливается на национальном уровне. А санкции ЕС — это более высокий законодательный уровень. Получается, что национальное законодательство и нормы, которые им установлены, в какой-то степени проигрывают в случаях, когда культурные ценности по каким-то причинам оставались в стране из-за каких-то событий политических. Конечно, известно, во времена Первой мировой войны такие события происходили. Картина, нельзя сказать, что она изъята, право собственности на нее сохраняется за Авеном. Если санкции будут сняты, то эта картина к своему собственнику вернется».

Как пишет все та же Le Monde, под риском ареста находится еще один автопортрет Петра Кончаловского, принадлежащий московскому фонду культуры «Екатерина», основанному владельцем компании «Стройтекс» Владимиром Семенихиным. Однако он, судя по всему, не попадает под санкционный режим. Поэтому эта картина, скорее всего, вернется владельцам вместе с остальными.