«Латвийская смесь»: СМИ рассказали, как Shell маскирует российское происхождение нефтепродуктов
Shell, не желая попасть под европейские ограничения на ввоз товаров российского происхождения, в латвийском порту Вентспилс смешивает российское дизтопливо с нефтепродуктами из других источников в нужной пропорции, утверждает Bloomberg. Подобную схему уже десятилетия использует находящийся под нефтяным эмбарго Иран, напоминают эксперты
Читать на полной версииРоссийское дизтопливо притворилось латвийским, утверждают журналисты. Европейские нефтяные компании нашли способ обойти ограничения на поставки из России, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники. По их словам, для этого российские нефтепродукты смешивают с другими, поступившими из других источников. Компания Shell не считает такую смесь российской, если в ее составе на российский продукт приходится меньше 50%. Из-за того что смешивание происходит в порту латвийского Вентспилса, эту смесь неофициально прозвали «латвийской смесью».
Подобная схема известна уже давно, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета
«Иранская нефтяная индустрия не была задушена полностью санкциями, хотя находится под ними многие годы подряд. И все равно полностью уничтожить иранский экспорт не получалось, в том числе потому, что находились страны и компании, которые соглашались эту нефть покупать, и потому что находились технические механизмы обхода ограничений. Например, смешивая иранскую нефть с неиранской. Насчет того, считается ли российской нефть, — смотря кто — вот Shell считает, что это не российская нефть. Если не будет конкретных разъяснений со стороны регуляторов, то Shell продолжит заниматься такими вещами. Если на Shell будет оказано давление за счет общественного мнения, появится куча других компаний, в том числе трейдинговых, меньшего размера, к которым приковано меньше внимания, которые этим занимаются. Иран такими вещами занимался, даже когда был прямой бан в отношении иранской нефти, а сейчас российская нефть до сих пор не под прямыми санкциями. Прямых санкций в отношении российской нефти до сих пор нет. Даже если эти санкции будут, все равно продолжатся теневые закупки российской нефти даже на Западе, не говоря уже про Восток. А что уж говорить, если прямых санкций нет, — конечно, находят различные варианты обходов, в том числе, как видите, Латвия этим занимается, помогает Shell и всем остальным. Почему западные компании так делают? Потому что отказаться от российской нефти сложно. Эта нефть — это четыре с лишним миллиона баррелей в сутки только сырой нефти, еще примерно три миллиона баррелей нефтепродуктов. Отказаться от них сложно без того, чтобы цены на нефтепродукты в той же Европе не выросли дополнительно. Там и так надвигается дизельный кризис, о котором то же Bloomberg пишет уже несколько недель».
После начала военной спецоперации на Украине США и Великобритания ввели эмбарго на поставки нефти из России. О необходимости рассмотреть принятие аналогичного запрета на уровне ЕС заявлял в марте глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.