Деятельность таксопарков «превратилась в убыточную», и без поддержки со стороны агрегаторов и государства на рынке очень скоро «останутся одни «бомбилы», а о безопасности перевозок «можно будет забыть окончательно».

Этот безрадостный прогноз озвучил в беседе с РБК владелец петербургского таксопарка GDel Андрей Складчиков, ему вторят другие участники рынка. Причины сложившейся ситуации называются разные. Люди экономят, и падает спрос на услуги такси. На фоне кризиса на рынок вышло много новых водителей, а пассажиров на всех не хватает. Растет стоимость ОСАГО, а тарифы на поездки остаются неизменными или даже падают. Наконец, подскочили платежи по лизинговым договорам на машины: собеседники РБК говорят чуть ли не о 20-процентном росте.

Ситуацию анализирует президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов:

Михаил Михайлов президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли «Ранее водители такси возили заказы с коэффициентами. Думаю, вы, как потребитель, это видели: есть высокий спрос — цена растет и так далее. Сейчас в основном водители возят просто исключительно по «голым» тарифам, которые невыгодны для водителя, они несоизмеримы с теми тратами, которые несет водитель ежедневно на обслуживание транспортного средства, на мойки, на запчасти и так далее. В связи с тем, что водители понимают, что не хватает денег, они уходят с рынка и пытаются найти какую-то другую работу, потому что в такси им делать нечего. Почему парки сейчас обратили внимание на это? Потому что им стали ставить автомобили в парк те водители, которые брали у них автомобили в аренду. И ориентировочно, например, если мы берем парки, в которых есть 100 машин в аренду, статистика такова, что около 30 автомобилей уже стоит в парке. Но и опять же, это не конец: люди приезжают и дальше продолжают ставить автомобили».

При этом повышение лизинговых платежей не оппортунизм, а вынужденная мера. Как сообщили РБК в компании «CTRL лизинг», после повышения ключевой ставки банки начали повышать ставки в рамках уже выданных кредитов, за счет которых были профинансированы лизинговые сделки. Но почему тогда не растут цены на сами поездки? Своей оценкой ситуации делится владелец таксопарка Дмитрий Раскин:

Дмитрий Раскин владелец таксопарка «К нам приезжает водитель, который за пять часов зарабатывает, например, 1100 рублей. Амортизация машины дороже. [Агрегаторы] свои 30% практически имеют, и им себестоимость поездки, бизнес-модель не интересна совершенно. Они цены понижают и присылают сообщение, что мы понизили стоимость поездки для того, чтобы вы больше зарабатывали. Уже скоро киргизы отсюда побегут с такими ценами. Они же считают, что была поездка 150 рублей — ехало 100 человек, они сделают ее 100 — поедет 200 человек. Все водители в парке будут работать в минус, а они получат проценты с большего количества заказов. Им все равно: они хоть до рубля эти поездки опустят. У них себестоимости нет, затрат на содержание парка, на зарплату водителя — ни на что нет. А еще «Ситимобил» 18 апреля закрывается — они еще цены опустят».

По словам собеседников РБК, в «Яндекс.Такси» уже разрабатывают некую совместную программу по поддержке таксопарков. Предположительно, компаниям будут компенсировать часть лизинговых платежей. Другие участники рынка на серьезную помощь не рассчитывают.

Как заявил РБК исполнительный директор таксопарка «Комфортсервис» Дмитрий Коваленко, за помощью к ведомствам и агрегаторам компания даже не обращалась, поскольку это «неэффективно и бесполезно». «Мы сейчас будем сокращать бизнес и уходить с рынка. Это единственный вариант в текущих условиях», — добавил он.