США и Великобритания объявили о новых санкциях против России
Этот пакет затрагивает инвестиции в российскую экономику, блокировку Сбербанка и Альфа-банка, кроме финансовых операций в энергетическом секторе. Суммарно США уже заблокировали две трети российского банковского сектора. Великобритания запрещает импорт российской стали и железа
Читать на полной версииОбновлено в 19:25
США ввели новые санкции против России. Ограничения коснулись инвестиций в российскую экономику, сотрудничества с банками, предусмотрены также персональные санкции против высшего руководства страны.
Под полную блокировку попали Сбербанк и Альфа-банк. Замораживаются все активы банков, затрагивающие финансовую систему США, американцам запрещено вести дела с этими организациями. Таким образом, США суммарно полностью заблокировали более 2/3 российского банковского сектора, и российская экономика в результате западных санкций перестанет входить в двадцатку крупнейших, сказано в заявлении.
Минфин США дает срок завершения всех транзакций с санкционными банками. Со Сбербанком — до 13 апреля, с Альфа-банком — до 6 мая 2022 года.
Запрещены инвестиции в российскую экономику. Как пишет Белый дом, этот пункт нового пакета санкций связан с решением более 600 транснациональных компаний покинуть Россию.
Минфин США также запрещает России производить выплаты по долгу средствами, находящимися под юрисдикцией США. Сейчас санкции не исключают выплаты по суверенному долгу России при условии, что Россия использует средства за пределами юрисдикции США.
Персональные санкции вводятся в отношении «дочерей Путина, супруги и дочери Лаврова». В список также попали премьер Михаил Мишустин, замглавы российского Совбеза Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, министр финансов Антон Силуанов, глава АП Антон Вайно, постпред президента в ДФО Юрий Трутнев, замсекретаря Совбеза Рашид Нургалиев и руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Булавин.
О том, что Белый дом планирует ввести санкции против Сбербанка, ранее писали The Wall Street Journal и The New York Times.
«Сбер» попал под американские санкции почти сразу после начала спецоперации на Украине: были введены ограничения на его корсчета в США и отказ на любые транзакции, поступающие от Сбербанка.
Как сообщает РИА Новости, блокирующие санкции против Сбербанка не затрагивают операции, связанные с энергетикой. В банке отметили, что «Сбер» продолжает работать в штатном режиме, санкции не окажут существенного влияния на его работу.
При этом акции компании уже упали на 4,5%, следует из данных торгов. Курс доллара на Мосбирже опустился ниже 80 рублей впервые с 23 февраля, курс евро — ниже 86 рублей впервые с 18 февраля.
Лимит санкционного давления еще не исчерпан, уверен политолог Георгий Бовт:
— Санкции против «Сбера», конечно, важны и болезненны, в то же время логика санкционного давление остается той же, она строго дозирована, и там, где это существенным образом вредит интересам Запада, пока еще какие-то тормоза работают. Скажем, если бы «Сберу» сейчас запретили проводить транзакции, связанные с расчетами за нефть, которые через него проходят, то в этом случае был бы, мягко говоря, сложный момент. И, кроме того, пока все-таки не до конца понятно, как будет с российским суверенным долгом, поскольку, с одной стороны, американцы запрещают платить в валюте, оплачивать бонды и купоны, с другой стороны, есть еще 30-дневный период, в течение которого может быть найдено какое-то решение, хотя я в это, честно говоря, не очень верю. Но за месяц ситуация может измениться в худшую сторону, она быстро меняется, что тоже будет не очень важно.
— Как вы думаете, санкционный лимит исчерпывается или мы еще что-нибудь в ближайшее время увидим, услышим?
— Нет, конечно, не исчерпывается, и я думаю, что в мешке анти-Санта-Клауса еще какие-то приготовлены грязные подарки. Трудно представить, что именно, но, во-первых, эмбарго на поставки нефти и газа все еще актуально, и я думаю, что мы можем дойти до такой ситуации, когда Запад введет нечто подобное. Вот по углю они ввели что-то типа квотирования, ну и по нефти могут для начала ввести что-то типа квотирования, а потом, если ситуация с военными действиями затянется на годы, то дойдет и до полного эмбарго. Я думаю, что Западу нужно в принципе максимум два года для того, чтобы подготовиться к полной блокаде России вообще по всем статьям экспорта.
— А как введение очередных санкций скажется на переговорном процессе Москвы и Киева, в общем-то, они и так довольно-таки буксуют уже давно?
— Мне кажется, что вот в обозримые пару-тройку недель никаких переговоров, то есть они могут быть формально, но результата там не будет. Мне кажется, что обе стороны сейчас делают ставку на исход военных действий в Донбассе и на то, удастся ли Российской армии закрепиться на территории, которая уже получила название «Донбасс плюс», то есть это Луганская и Донецкая области в полном объеме и часть Херсонской и Николаевской, возможно, Запорожской областей, которые на текущий момент контролируются российскими войсками. Мне кажется, сделана ставка на то, чтобы закрепиться на этой территории, после чего военные действия могут перейти в стадию, которая называется «позиционная война», она может длиться годами.
Великобритания со своей стороны объявила о запрете на импорт российских товаров из железа и стали, отказе от импорта российского угля к концу этого года и запрете новых инвестиций в Россию, передает ТАСС. Помимо этого, замораживаются активы Сбербанка и Московского кредитного банка.
Также Великобритания представила новый санкционный список российских бизнесменов: Сергей Иванов (глава «Алросы»), Борис Ротенберг, Андрей Акимов (глава Газпромбанка), Александр Дюков (глава «Газпром нефти»), Сергей Когогин (глава «КамАЗа»), Андрей Гурьев (основной владелец «Фосагро»), Леонид Михельсон (совладелец «Новатэка»), Вячеслав Кантор (основной владелец «Акрона»).
При этом Евросоюз не смог согласовать запрет на импорт российского угля. Reuters указывает на «технические причины» такого решения.
Представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Москва примет зеркальные меры в отношении британских СМИ в ответ на введенные Великобританией ограничения.