Генпрокуратура может получить право внесудебного отзыва лицензий у СМИ
Соответствующая норма содержится в поправках к закону о СМИ, внесенному в Госдуму. До сих пор сделать это можно было лишь через суд
Читать на полной версииОбновлено в 13:40
В Госдуму внесли новые поправки к закону о СМИ. Запрещается в том числе перепечатывать не только недостоверную информацию других СМИ о действиях Вооруженных сил России, но и призывы к антироссийским санкциям. Сейчас закон о СМИ освобождает редакции от ответственности за цитирование чужих материалов.
Непонятно, что будет считаться «призывами» к антироссийским санкциям, отмечают эксперты. Значит ли это, что СМИ не смогут сообщать о, например, возможных готовящихся ограничениях в отношении России, о которых часто говорят зарубежные издания?
Новый законопроект позволяет генпрокурору закрывать СМИ и отзывать лицензии на теле- и радиовещание. Сейчас это возможно только после решения суда. Авторы инициативы — группа депутатов от разных фракций, кроме КПРФ, во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым. Комментирует главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы, член президиума СПЧ Павел Гусев:
— Проект подготовлен людьми, которые страшно далеки от СМИ и вообще не понимают, что это такое. Они даже не знают, что есть закон о СМИ, что есть соответствующая статья в конституции, что были очень жесткие дополнения в связи с военной операцией. Надо сказать, что это один из никчемных законопроектов, который полностью разрушает на сегодняшний день все конституционные и законодательные нормы в отношении СМИ. Настолько жестко сегодня ограничения поставлены перед журналистами, что дальше, мне кажется, развивать эту тему не нужно, тем более что каких-либо замечаний именно к тем зарегистрированным СМИ практически нет. Есть замечания к интернет-сообществу, но это уже другая стезя.
— Если они все это примут?
— Тогда просто нужно будет определять четкие параметры, какие СМИ мы можем цитировать. Предположим, ТАСС и, условно говоря, Второй канал. Все. На этом заканчивается все цитирование.
Ответственность для СМИ будет наступать только за воспроизведение ими заведомо ложных сведений, выдаваемых за правдивые, заявил журналистам глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Ввести ограничения в нынешней ситуации разумно, но они должны быть временными, считает соавтор закона о СМИ и бывший глава СПЧ Михаил Федотов:
Михаил Федотов соавтор закона о СМИ и бывший глава СПЧ «Экстраординарная ситуация требует экстраординарных мер, это понятно. Вполне допускаю закон, который установит определенные ограничения деятельности СМИ на период проведения специальной военной операции на Украине. У него должны быть определенные сроки, у него должны быть определенные рамки. Есть второй вариант, именно он прописан в федеральных конституционных законах о чрезвычайном положении и о военном положении. Эти механизмы тоже могут быть задействованы, там тоже есть совершенно конкретные меры, ограничения свободы массовой информации. Важно, чтобы эти особые условия не сохранились тогда, когда уже не будет никаких спецопераций, когда мы будем жить в нормальное время, потому что иначе это будет противоречить конституции, потому что конституция гарантирует свободу мысли и слова. Законопроект изначально сделан неправильно, он должен был бы быть законом именно временного действия. Кроме того, сама по себе идея использовать механизм признания свидетельства о регистрации недействительным не предназначена для того, чтобы наказывать СМИ. Это не мера наказания. Это все равно как вместо смертной казни выписывать свидетельство о смерти».
В российском законодательстве есть оговорка, которая могла бы помочь избежать наказания за цитирование других СМИ, но в этом случае она не поможет, говорит управляющий партнер Коллегии медиа юристов Федор Кравченко:
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиа юристов «С точки зрения цитирования российский закон предусматривает освобождение от ответственности по статье 57 закона о СМИ за цитирование официальных выступлений должностных лиц и СМИ. Но я более чем уверен, что в российских судах речь будет идти только о возможности цитировать официальные выступления российских должностных лиц и российских же СМИ. Что касается призывов, например, к осуществлению иностранным государством каких-либо санкций в отношении России, безусловно, косвенная речь спасла бы, потому что она содержала бы информацию о высказывании другого лица, а не сам призыв. Что касается распространения той или иной информации, в отношении тех СМИ, которые пересказывают суть информации, распространенной другим политиком либо иностранным СМИ, если нет оговорок, ставящих эту информацию под сомнение, то СМИ может быть привлечено к ответственности, хотя не оно является, разумеется, источником этих сведений. Поскольку наказание наступает именно за распространение сведений, а к распространившим лицам можно относить и источники, и тех, кто эти сведения в дальнейшем ретранслирует».
В новом законопроекте предлагается возможность закрывать иностранные СМИ в качестве ответной меры, когда за рубежом блокируют российские ресурсы.