Может ли прерваться транзит в Калининград из-за ужесточения западных санкций?
Опрошенные Business FM участники рынка и чиновники заявляют, что транзит в Калининградскую область продолжается в полном объеме, власти подготовились к сценарию закрытия границ и снабжению Калининграда ничто не угрожает
Читать на полной версииГлава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что ЕС вводит запрет для российских судов заходить в порты стран Евросоюза. Днем ранее сообщалось, что Литва и Латвия рассматривают полное закрытие границ с Россией и Белоруссией. Могут ли все эти ограничения помешать сообщению России с Калининградской областью и движению грузопотоков?
На данный момент транзит через Литву, в том числе грузовое ж/д-сообщение, работает без помех.
По данным губернатора Калининградской области Антона Алиханова, за 3 апреля в регион въехали около 300 фур, выехали — 265. Прилетели 24 самолета, вылетели — 23, сообщает портал «Вести Калининград».
В Калининград прибыли 11 грузовых поездов, в обратную сторону проследовали 13.
Бизнес пока работает без затруднений, но слухи о закрытии транзита ходят, рассказал директор по логистике группы компаний «Экопэт» Виктор Чумаченко:
Виктор Чумаченко директор по логистике группы компаний «Экопэт» «Больших проблем нет, граница работает. Граница из Калининграда в Литву, из Литвы в Калининград — все нормально. Есть небольшие очереди, это из Литвы в Белоруссию и из Белоруссии в Литву, там приходится ждать по три-четыре дня с каждой стороны. Такие случаи были постоянно, даже если исключить политику. У нас есть опасения очень серьезные, что все-таки рассматривается сейчас Еврокомиссией очередной пакет санкций, и один из них — это перекрытие транзита через Литву. Вот это будет эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что паромы закрывают порядка 15-20%, всего лишь возможности парома, поэтому 80% объема будут пропадать. Это догадки, предположения, но это реальных еще ограничений мы не видим».
По поводу закрытия сухопутных границ с Россией и Белоруссией «идут дискуссии», сообщил ранее министр иностранных дел Литвы.
Подписанный от 11 ноября 2002 года договор между Россией, Литвой и Евросоюзом предусматривает упрощенный порядок транзита, как пассажирского, так и грузового, из России в Калининград и обратно. Литва обязывалась не мешать и всячески помогать процессу. Договор все еще остается в силе.
Калининградская область готовилась к рискам закрытия границ заранее, заверил руководитель пресс-службы правительства региона Дмитрий Лысков:
— Грузовые поезда ходят, грузовые автомобили ездят.
— Как-то в одностороннем порядке Литва может разорвать этот договор или должно быть соглашение ЕС на это?
— Если мы говорим с точки зрения международного права, конечно, ни Литва с Польшей, Эстонией и Латвией, вместе взятые, сделать это не могут. Но вместе с тем мы готовились к этому достаточно давно, особенно глядя на риторику последних лет руководства этих стран, мы осуществляем нашу паромную переправу. На линию встал совсем недавно новый грузовой паром, мы сейчас, соответственно, ждем достройки еще одного, и еще несколько судов к нам придут в ближайшее время из акватории других морей. У нас есть обновленный аэропорт с удлиненной полосой, с новыми терминалами, которые тоже готовы будут в случае чего взять на себя часть грузового транзита.
— Это полностью спасет ситуацию или частично?
— Если мы продолжим сильными темпами наращивать паромное сообщение, то, конечно, полностью. Никаких панических настроений по этому поводу нет, пока все те сложности, с которыми наш бизнес сталкивался, удавалось успешно решать. Калининградская область, напомню, абсолютно полностью энергонезависима, то есть мы способны жить без внешнего поступления, допустим, газа, потому что у нас есть огромное газохранилище, огромный ПХГ-терминал. У нас стоит судно-газовоз, которое в случае чего способно в течение 40 с небольшим часов привезти газ с территории России, из порта Усть-Луга в Ленинградской области. Энергостанции полностью закрывают наше энергопотребление, самолеты летают. Есть некая небольшая задержка в 20-30 минут из-за необходимости лететь по нейтральным водам Балтийского моря, но самолеты летают. Каждый день к нам прилетают порядка 25 рейсов.
Ранее премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните говорила, что остановка транзита в Калининград не обсуждается. По ее словам, это должно быть общее решение Евросоюза, одна Литва принять такое решение не может.
Договор о транзите от 2002 года действительно не позволяет одной из стран закрыть границу в одностороннем порядке. Решать должны все страны ЕС в Брюсселе, причем единогласно.