Минцифры предлагает в этом году ввести оборотные штрафы для бизнеса за утечку данных клиентов
Оборотный штраф зависит от размера выручки компании, это обычная зарубежная практика. По мнению эксперта, она является слишком жесткой, а предложение Минцифры нужно привести в соответствие с техническими возможностями компаний
Читать на полной версииОбновлено в 18:08
Оборотные штрафы для бизнеса за утечку персональных данных могут ввести в этом году. С таким заявлением выступил на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике глава Минцифры Максут Шадаев.
Оборотный штраф — это штраф, размер которого зависит от выручки компании.
Размер штрафа пока не определен, но он должен быть больше, чем сумма, которую надо потратить на устройство инфраструктуры по их защите, отметил министр.
Он привел в пример опыт других стран, где подобные штрафы достигают десятков миллионов долларов, если речь о чувствительных данных, которые компания не защитила. Также министр добавил, что если утечку допустит госорган, последуют увольнения.
Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:
Сейчас действительно совсем не подходящее время, чтобы облагать бизнес дополнительными штрафами, согласен директор цветочного магазина «Обрадовал.ру» Георгий Сухаржевский:
Георгий Сухаржевский директор цветочного магазина «Обрадовал.ру»«А какая доказательная база будет, что, например, эти персональные данные утекли именно с твоей площадки, какой оборот они засчитают, за какой период? Пока вопросов больше, чем ответов. Если нас как бизнес начнут заставлять ставить какое-то программное обеспечение, это расходы дополнительные для бизнеса, который и так еле-еле колышется. В Москве, например, кроме тех налогов, которые мы платим государству, мы еще платим торговый сбор. У нас, например, небольшое помещение, мы платим 27 тысяч рублей поквартально, но даже эти 27 тысяч рублей, вы думаете, я не придумаю, куда их потратить? Я лучше остатки товарные себе наращу, и положу это на склад, и в текущей экономической ситуации куплю каких-то вещей впрок, понимая, что цены на них будут расти. Поэтому любые штрафы отнимают операционные деньги и ложатся бременем на работодателя. Есть у нас закон о защите персональных данных, он регламентирует то, каким образом эти данные должны быть защищены. Если сейчас этот закон выполняется, то достаточно препон для того, чтобы эти данные никуда не утекали».
1 марта стало известно об утечке данных, выявленной службой безопасности сервиса «Яндекс.Еда». В Сеть попали данные пользователей из России, Белоруссии и Казахстана. В результате недобросовестных действий одного из сотрудников были опубликованы телефоны клиентов и информация об их заказах. При этом банковские, платежные и регистрационные данные пользователей затронуты не были. 23 марта Роскомнадзор составил протокол в отношении сервиса за раскрытие личных данных пользователей. За такое нарушение ему грозит штраф от 60 тысяч до 100 тысяч рублей — точную сумму установит суд.
Сейчас максимальный штраф для компании за утечку персональных данных составляет 500 тысяч рублей, и это за повторное правонарушение.