В России изменился расчет стоимости ОСАГО
Речь идет о коэффициентах, которые зависят от количества аварий у конкретного водителя. Для аккуратных водителей полис станет дешевле, для лихачей — сильно подорожает
Читать на полной версииС 1 апреля вступили в силу поправки Банка России, которые возвращают классы водителей при расчете стоимости ОСАГО и меняют коэффициенты безаварийной езды (КБМ). Такие коэффициенты называются «бонус-малус» (с латыни переводится как «хороший-плохой»). Идея тут простая: чем меньше водитель попадает в аварии, тем меньше платит. Причем если вы в аварии не виноваты, на КБМ это никак не повлияет.
На практике это означает следующее. Допустим, вам нужно заплатить за полис ОСАГО 10 тысяч рублей. Если вы долгое время ездили безаварийно, это самая высокая скидка — 0,46 — и заплатите вы всего 4600. Но если по вашей вине часто случаются ДТП — четыре аварии и более за год, — это гарантирует попадание в класс «М», заплатить придется почти 40 тысяч.
Дифференциация должна быть еще сильнее, поскольку аккуратные водители продолжают переплачивать, считает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский.
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Здесь, мне кажется, есть некоторая несправедливость для тех, кто часто попадает в аварии. Коэффициент увеличился на 60%. Я как человек, который не попадает в ДТП, к счастью, довольно давно, раньше имел коэффициент КБМ 0,5, а на следующий год он у меня будет 0,46. И на мой взгляд, я переплачиваю за страховку, потому что я безубыточный клиент уже больше десяти лет. Такая диспропорция действительно есть и вызывает вопросы о том, насколько честно и справедливо эти коэффициенты просчитаны. По-прежнему для страховых компаний оказывается невыгодным страховать, например, такси. Поскольку таксисты попадают в аварии чаще, чем это покрывается стоимостью полиса. И это означает, что до сих пор мы будем платить за таксистов из своего кармана».
В таблице коэффициентов бонус-малус всего 15 классов. Самый тяжелый для кошелька называется «М», в нем как раз и платят коэффициент 3,92, а, к примеру, в классе «восемь» уже есть скидка — коэффициент 0,83. Переход между классами происходит, когда вы покупаете новый полис. Если по итогу года обошлось без аварий — ваш класс повысится, если аварии были — снизится.
К примеру, если вы находились в классе «восемь» и имели КБМ 0,83, то всего одна авария опустит вас в класс, где уже идет переплата — КБМ 1,76. А чтобы вернуться обратно — из «четвертого» в «восьмой», потребуется пять лет безаварийной езды.
В России вообще не так уж много неаккуратных водителей. По данным Российского союза автостраховщиков, скидку на ОСАГО в 2021 году получили более 94%.
Кроме изменения КБМ в ближайшее время может повыситься цена на полисы ОСАГО. Связано это со стоимостью автозапчастей, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.
Появление неоригинальных запчастей эксперты связывают с изменением политики государства по вопросам параллельного импорта. Если раньше с ним активно боролись, то сейчас, когда часть производителей оригинальных запчастей ушла с рынка, ситуация изменилась.
В ожидании повышения цены на ОСАГО водители постарались купить полисы заранее. По данным «Сравни.ру», в марте продажи полисов выросли на 119% по сравнению с мартом прошлого года. Хотя, конечно, страховку на десять лет вперед купить не получится, так что аккуратное вождение все еще остается лучшим способом экономии.