Анастасия Птицина из Москвы прилетела на Кубу с женихом еще до событий на Украине. Частный сектор в курортной зоне Варадеро бронировали самостоятельно. Перелет туда-обратно «Аэрофлотом». Обратный рейс на 9 марта.

В Варадеро, по словам Анастасии, перебои с мобильной связью и интернетом, не важно, в роуминге или с местной симкой. Wi-Fi тоже ограничен. Туристы выпадают из информационного пространства. 5 марта, намереваясь снять наличные, пара вышла в интернет и первый раз с 20 февраля прочитала новости. После этого ребята позвонили в «Аэрофлот» узнать, состоится ли их рейс. В компании об отмене им не сообщили.

6 марта они узнали о грядущем отключении карт от SWIFT и о проблемах в авиаотрасли.
Пара срочно взяла онлайн-кредит и перевела 220 тысяч рублей за два билета авиакомпании Ikar, чтобы вернуться в Москву. Билеты купили в последний момент, летели через Мурманск.

По словам Анастасии, рейс «Аэрофлота» на 9 марта, которым они изначально должны были вернуться на родину, несколько раз переносили, прося подтвердить обратным звонком перебронирование. 15-20 минут слушать автоответчик, ожидая соединения с оператором, в международном роуминге большинству туристов не по карману. «Зарубежный помощник МИД» и «Госуслуги» в Варадеро не грузятся.

Когда Анастасия улетала в Россию, в Варадеро, по ее словам, оставались еще около 50 самостоятельных туристов с билетами «Аэрофлота». Она поддерживает связь с ними в общем чате. Авиакомпания обещала вывезти всех своих клиентов с Кубы 1 апреля. Однако в Варадеро есть семьи с детьми и без денег. Единицы говорят по-английски. Даже добраться из Варадеро в аэропорт Гаваны им не на что. Говорит Анастасия Птицына:

«Вот сейчас действительно мы пытаемся всеми силами, кто смог выбраться через третьи страны, как нам сказало консульство: «Просите денег у родных, близких, друзей». Чтобы как-то помочь, сориентировать людей: где что находится, куда позвонить. Помогают кубинцы, которые учились когда-то во времена Советского Союза. Люди деньги все потратили на еду и жилье».

По информации на вечер 31 марта, российское консульство организовало для россиян бесплатный автобус в аэропорт. Говорит генконсул РФ в Гаване Нана Мгеладзе:

— Такой трансфер обязательно организуем для них, в Варадеро, по нашим подсчетам, находятся 22 человека.

— Что намерены предпринять в случае переноса рейса здесь?

— Это вопрос, наверное, не к генеральному консульству, а к «Аэрофлоту», который занимается этим рейсом. Генеральное консульство России в Гаване находится на связи с туристами, которые оказались на Кубе, в том числе и в Варадеро. Их постоянно информируем о ситуации с возможным вывозом. Мы тоже находились в постоянной связи с «Аэрофлотом», с Министерством туризма Кубы, с властями города Гаваны. Так как наши туристы находятся не только в Варадеро, но и в других городах.

По законодательству туристы, отказавшиеся от пакетных туров в пользу индивидуальной программы, берут на себя все возможные риски. И в такой ситуации должны ждать рейса своего авиаперевозчика либо альтернативы, которую тот организует. Консульство может помочь только советом. Плюс обращение к сервисам «Госуслуги» и «Зарубежный помощник МИД», которые зафиксируют проблему. Те, кто не успел приобрести обратный билет и оказался с заблокированной картой, должны просить родственников и знакомых в России купить билеты и прислать их на почту в электронном виде. Либо дожидаться гуманитарного рейса. Эвакуировать таких туристов Россия не обязана. Продолжает вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин:

Дмитрий Горин вице-президент Ассоциации туроператоров России, вице-президент Российского союза туриндустрии «Транзитные билеты из этих стран стоят больших денег, не всегда их можно быстро и оперативно купить. В этом случае большинство билетов может быть и через Россию. Это в случае, если не было обратных билетов. В случае если были обратные билеты, нужно обращаться в контактный центр авиакомпании. И, по нашей информации, сейчас организуются специальные кабинетные рейсы из Доминиканы и Кубы. Российская авиакомпания Ikar из Гаваны, где принимаются пассажиры с оформленными ранее билетами, этот рейс запланирован на 1 апреля».

С другой стороны, как показывает практика, российские туристические ведомства стараются помочь всем соотечественникам, оказавшимся в трудном положении. Тем более что нынешние глобальные риски никто предвидеть никак не мог.