Российский бизнес намерен забрать McDonald's, Apple, Chanel и еще 50 брендов
Предприниматели пытаются перерегистрировать на территории РФ торговые марки десятков иностранных компаний. В их числе, например, Durex, Mastercard, BMW
Читать на полной версииРоссийский бизнес захотел выпускать собственную продукцию под различными иностранными брендами, покинувшими рынок или приостановившими свою деятельность. «Кто нам мешает, если они уходят из страны?» — приводит РБК риторический вопрос одного из российских бизнесменов.
По данным издания, с середины марта в ведомство было подано более 50 заявок на регистрацию известных международных брендов от российского бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Среди прочего заявители хотели бы стать владельцами товарных знаков Durex, Apple, Mastercard, BMW, Chanel и McDonaldʼs — ранее эти компании частично или полностью приостановили свою работу в России. Некоторые бренды предлагается модифицировать: вместо IKEA будет «Идея» (с сохранением цвета и шрифта логотипа), а вместо Nespresso — Nezpresso, с отсылкой к неофициальному символу российских сил на территории Украины. При этом речь идет не просто о «патентном троллинге», рассказал Business FM автор сразу нескольких подобных заявок, совладелец «Смарт бьюти» Александр Герштейн:
Александр Герштейн совладелец «Смарт бьюти» «У нас в России технологии на очень высоком уровне. Другое дело, что маркетинг мы проигрываем. То есть известные мировые торговые марки, конечно же, не пускают российские бренды. Моя жена доверяет торговым маркам, которые знает, и для нее будет очень большой проблемой, когда этих торговых марок не окажется. Если какой-то отечественный производитель сделает нужного качества продукт, я имею в виду и косметику, и одежду, да что угодно, но под известной торговой маркой — и самое главное, вопрос качества: нужно, чтобы это был товар качественный, — почему бы и нет? Почему бы не выпускать на территории России привычный Nike и Adidas, если у нас есть замечательные ивановские фабрики, которые, я уверен, могут шить не хуже. Да, возможно, со стилем пока у нас не очень. Возможно, что каких-то инновационных вещей мы не сделаем, но, я считаю, что это не самое главное. Инновации — это замечательно, но в данный момент нам надо просто обеспечить Россию хорошим товаром».
Судя по некоторым заявкам, их авторы надеются, что в сфере защиты интеллектуальной собственности сейчас царит «дикий Запад». Как указывает РБК, торговые марки Audi и Mastercard хочет заполучить некая некоммерческая организация «Агентство поддержки рынка интеллектуальной собственности» — причем автобренд предлагается зарегистрировать по классу 3 (товары парфюмерии и средства для уборки), а бренд системы платежей по классу 9 (научные и исследовательские аппараты и инструменты).
Другие заявки более продуманы. Согласно статье, «Идею» по мотивам IKEA хочет зарегистрировать студия дизайна и ремонта «Люксорта». Глава компании Константин Куккоев сообщил изданию, что рынок интерьеров был очень завязан на шведскую мебель, так что теперь бизнесмен намерен развивать собственное производство под заимствованным брендом. Делить шкуру неперерегистрированного товарного знака не советует исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев:
Алексей Поповичев исполнительный директор «Русбренда» «Во-первых, до сих пор пока неясно, уходят ли эти бренды с российского рынка или продолжают свою деятельность. Были сделаны первые заявления, и надо, наверное, подождать, чем это все закончится. С точки зрения закона РФ неоднократно подтверждала свою приверженность нормам защиты интеллектуальной собственности, поэтому мне кажется, что сейчас говорить о том, что товарные знаки, которые находятся в системе, зарегистрированы официально в РФ могут быть как-то оспорены, наверное, таких оснований мы на сегодняшний момент не имеем. В начале 2000-х — в конце 90-х было распространено так называемое патентное пиратство, когда регистрировались товарные знаки, но надо говорить о том, что на тот момент те знаки, которые регистрировались патентными троллями, не были официально зарегистрированы правообладателями в РФ, что позволяло их регистрировать. Сейчас ситуация уже другая, и нет никаких оснований полагать, что закон будет как-то изменен или будет принято решение в пользу людей, которые такие заявки подают».
Даже если сегодня Федеральная служба по интеллектуальной собственности пойдет навстречу патентным оппортунистам, в будущем нельзя исключать и возвращение иностранных компаний в Россию. В таком случае ведомству придется решать, какой из товарных знаков оно защищает — IKEA или «Идею», американский Adidas или ивановский. Некоторые из бизнесменов настроены оптимистично. Как рассказал РБК Александр Герштейн, он готов выдавать разрешения на использование брендов оригинальным владельцам — конечно, на коммерческих условиях.