Бытовая и профессиональная техника в России может остаться без аккумуляторов
Это томографы, солнечные панели, дата-центры и многое другое. Из-за санкций производители прекратили поставки в Россию. Следом без батарей рискуют остаться автомобили, в том числе электрокары
Читать на полной версииОбновлено 31 марта в 15:50
Российский рынок ждет дефицит аккумуляторов. В редакцию Business FM обратился Дмитрий Бахматов, директор компании «Лаборатория аккумуляторов» — сервиса по их ремонту и обслуживанию. Говорил он в первую очередь о тяговых и накопительных аккумуляторах. То есть таких, которые стоят во всех сложных устройствах: от складской и клининговой техники до томографов, солнечных панелей и так называемых систем бесперебойного питания, например дата-центров. Если вкратце, проблема, говорит Дмитрий, в том, что большая часть батарей — 90% — была импортной. Производители за рубежом после событий на Украине свернули поставки. А те, кто выпускали не лучшие образцы, подняли цены. Локализация производства в России была, но и там комплектующие были в основном импортные. Теперь приходится выживать, говорит Дмитрий:
Дмитрий Бахматов директор компании «Лаборатория аккумуляторов» «Продажи у нас встали, сейчас единственное, что нас выручает, это то, что мы можем продлевать их срок службы и восстанавливать, не на полный цикл работы, но тем не менее это продлевает жизнь аккумуляторам. Китай выпускает, но они воспользовались ситуацией, они подняли достаточно сильно цену. Если раньше они конкурировали ценой, то сейчас у них нет конкурентов. Тяговые аккумуляторы, там у нас есть еще наши производители, Тюменский завод, Индия не прервала еще с нами отношения, индийские аккумуляторы, конечно, гораздо хуже, чем были. С точки зрения накопительных аккумуляторов — это практически все дата-центры, это бесперебойная система питания, это, опять же, те же томографы. Здесь ситуация вообще непонятная».
Отдельная история с автомобильными аккумуляторами, в том числе для электрокаров. До массового ухода компаний из России, по словам экспертов, рынок делился пополам: половина производилась у нас, половина завозилась из-за рубежа. Причем по импорту была необычная картина: на Китай приходилась всего пара процентов, основной импорт шел из Южной Кореи — 28%, Чехии — 18% и Турции — 10%. В местном производстве у России есть преимущества — мы стабильно обеспечены собственным свинцом, есть вторичная переработка: все знают, что можно сдать свой аккумулятор и получить скидку на новый либо просто отдать приемщикам вдоль дороги. Рынок, в конце концов, есть, и немалый — в России больше 50 млн легковых машин. Сейчас, когда импорт могут закрыть в любую минуту, производство батарей надо нарастить в два раза. И здесь на первый план выходит литий как главный компонент, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Литий добывался активно в советское время, но после распада СССР добыча была утрачена. Сейчас мы используем сырье, которое возим из-за границы: из Чили, из ЮАР. В этой связи мы абсолютно на 100% импортозависимы, хотя у нас сами по себе запасы очень большие. Мы третья страна в мире по запасам именно литийсодержащего сырья. Огромные залежи, но разрабатывать их очень дорого, поэтому сейчас мы все импортируем. Соответственно, если сейчас нам на импорт поставят тоже запрет и лития, то нам ничего не останется, кроме как распечатывать советские технологии по добыче, вкладывать деньги в освоение в Мурманске и в Тыве литийсодержащих участков соляных и заниматься добычей собственного лития. Но на это уйдет два-три года минимум. Это время у нас в зоне риска, и можем вполне остаться без производства качественных аккумуляторов, будем производить только свинцовые, которые по емкости, по своим характеристикам гораздо хуже, но, по крайней мере, они смогут закрыть базовую потребность».
В России были планы на заводы по выпуску литиевых комплектующих в Калининградской области, в Новосибирске. Свое производство здесь хотела открыть корейская Enertech. Понятно, что эти планы теперь придется пересмотреть. Те мощности, которые есть уже сейчас, зависят от импорта китайских деталей. Но на литиевые аккумуляторы хочешь не хочешь, а придется переходить, несмотря на любые санкции: они долговечнее свинцовых аналогов и не такие дорогие в обслуживании. Зато продать можно в два раза дороже.
После публикации материала Business FM получила комментарий от компании «РЭНЕРА». Вот что говорит ее генеральный директор Александр Камашев:
Александр Камашев генеральный директор ООО «РЭНЕРА» «РЭНЕРА реализует проект по строительству производства литиево-ионных аккумуляторов в Калининградской области. Первая очередь будет запущена в 2025 году, что позволит обеспечить потребности российских автопроизводителей в тяговых батареях. Мощность первой очереди завода составит 4 гигаватта в час. Это означает возможность поставить за год аккумуляторные батареи суммарной энергоемкостью 4 гигаватта в час. В среднем энергоемкость одной литиево-ионной батареи, применяемой в легковом электротранспорте, составляет 60-80 киловатт в час. Таким образом, можно предположить, что при мощности завода в 4 гигаватта в час объем производства аккумуляторных батарей позволит обеспечить батареями 50 тысяч единиц легкового электротранспорта. В зависимости от динамики рынка заложена возможность запуска второй и третьей очередей. Серьезность намерений дополнительно подтверждается подписанием 17 марта соглашения о взаимодействии в области развития экологического транспорта на территории региона между Минпромторгом РФ, «Росатомом», российским производителем электротранспорта ООО «Автотор холдинг» и правительством Калининградской области».
И объявление специально для предпринимателей. Расскажите, как вы переживаете новые экономические условия, что стало с вашими кредитами и изменилось ли взаимодействие с контрагентами. Ваши истории ждем на сайте Business FM.