ЦБ объяснил запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами
Новости о новых ограничениях и запретах в финансовой сфере появляются почти каждый день, и пока конца санкционной спирали не видно, а от ограничений страдают не только российские банки и частные компании, но и зарубежные
Читать на полной версииЗеркально ответили. ЦБ объяснил запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и вывод ими средств из России. Это ответные меры на блокировку Западом валютных резервов нашей страны. Сами блокировки финансовых операций вышли на новый уровень: с ними уже столкнулись ряд частных российских банков и компаний.
В конце февраля — начале марта, когда Россия вводила запреты и ограничения финансовых операций с иностранцами, объяснение было такое: это нужно для предотвращения вывода средств из страны и для поддержания стабильности финансовой системы. В новых разъяснениях, которые опубликовал на своем сайте ЦБ, обоснование уже другое: меры были приняты «в ответ на заморозку части российских резервов». Россия заморозила сопоставимую сумму средств, которые могли бы быть перечислены в недружественные страны. Сумму регулятор никак не обозначил.
Но ранее глава Минфина Силуанов говорил, что Запад заблокировал порядка 300 миллиардов долларов резервов России. Кроме того, выплаты по корпоративному долгу российских компаний и госдолгу в пользу нерезидентов из недружественных стран будут проходить только с разрешения правительственной комиссии.
Блокировка средств западных инвесторов — это еще довольно мягкий ответ на западные санкции. Такое мнение высказал гендиректор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:
Ключевой момент: запреты и ограничения для поддержания стабильности финансовой системы подразумевали, что когда эта стабильность будет достигнута, часть мер, а может быть, даже и все, могут отменить. Но если это ответ на санкции в отношении России, то ничего не отменят до тех пор, пока Запад не разморозит средства российского ЦБ.
А надежд на это мало. Более того, Запад фактически распространил блокировки финансовых операций не только на российские резервы, но и на наш частный бизнес. А страдают от этого не только отечественные компании, но и частные инвесторы, в том числе иностранные, которые не могут получить выплаты по ценным бумагам российских эмитентов. Такие истории уже произошли с выплатами купонов по еврооблигациям «Северстали», «Еврохима» и СУЭКа.
Ранее на этой неделе Великобритания ввела санкции против ряда российских банков, включая Газпромбанк и Россельхозбанк и частный Альфа-банк. И, скорее всего, дело этим не ограничится. Продолжает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:
Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «Почти все российские банки находятся в зоне риска в связи с тем, что есть вероятность наложения санкций на всю банковскую систему России, а не только на крупнейшие банки, которые принадлежат государству. Другой вопрос: пока никто не понимает, насколько далеко зайдет вот это беспрецедентное давление на финансовый рынок России, то есть остановится ли оно в какой-то точке равновесия или будет набирать новые и новые витки».
Чуть ли не каждый день приходят новости о новых ограничениях и запретах в финансовой сфере. Так, в пятницу Reuters сообщил, что британский HSBC ужесточил правила для клиентов, которые связаны с Россией. А российский Национальный расчетный депозитарий объявил о блокировке своего счета в европейском депозитарии Clearstream, в связи с чем операции НРД не исполняются. И это только пара примеров.
Пока нет никаких признаков того, что Запад готов остановиться. Говорит бывший глава Центробанка, член совета директоров «ВТБ-Капитал» Сергей Дубинин:
Видимо, до остановки санкционной спирали еще далеко. Так, на саммите ЕС европейские лидеры и Байден обсудили подготовку новых ограничений в отношении России в случае ухудшения ситуации на Украине. Хотя уже сложно представить, что еще они могут придумать. А председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о принятом на саммите решении сосредоточиться на блокировке возможных способов обхода санкций в отношении России.