«Северсталь» не смогла расплатиться по евробондам. Платежный агент Citibank заморозил переведенные компанией средства из-за санкций в отношении владельца «Северстали» Алексея Мордашова.

Аналогичные проблемы испытывают также компании «Еврохим» и СУЭК. Но, по словам экспертов, если этот санкционный барьер не будет снят — пострадать могут компании и инвесторы по всему миру.

Что случилось? Долгое время евробонды российских экспортеров считались очень надежным и привлекательным инструментом. Практически безрисковым. Выручка у так называемых «отраслевых чемпионов» была в валюте, расходы были рублевыми, а долговая нагрузка минимальной. И доходность таких инвестиций на уровне 3-3,5%, по сравнению с практически нулевой по валютным депозитам, выглядела гораздо привлекательнее. И очень многие российские инвесторы (как корпоративные, так и частные) с удовольствием несли туда деньги. И касается это, кстати, не только евробондов, но и других инструментов, номинированных в иностранной валюте. По оценкам экспертов, речь о миллиардах долларов.

И что теперь? Компании — та же «Северсталь» и другие эмитенты готовы платить по купонам. Они честно и вовремя переводят деньги, которые инвесторы честно заработали, но западные банки-агенты и депозитарии останавливают эти платежи. Причина — санкции. Но, как говорят наблюдатели, похоже, что риск сейчас возник не только по компаниям, на которые официально распространяются ограничения, не только по бизнесу, который принадлежит людям из санкционных списков, но вообще по всем российским эмитентам. Депозитарии и агенты как минимум приостанавливают платежи, чтобы проверить, могут ли они пропустить их дальше. А сколько они будут проверять и что будет потом — пока никто не знает.

«Северсталь», например, уже не смогла выплатить купон по облигациям на 12,6 млн долларов — платежный агент Citibank отклонил платеж. Юристы открыто заявляют, что это незаконно. А поведение платежного агента эксперты называют безответственным. Хотя бы потому, что страдают от таких действий не только российские инвесторы, но и вообще все, кто покупал эти евробонды. Об этом говорит гендиректор «Северстали» Александр Шевелев. Так же считает и генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев:

Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «Если Сити групп, допустим, не пропускает весь платеж, значит, не получат свои купоны все — и российские держатели, и иностранные. Если вот сети платеж не пропустят, потому что управление по контролю за иностранными активами Минфина США не даст разрешение, то все — проблемы у всех».

Но рискуют остаться без денег не только те, кто инвестировал в евробонды «Северстали», СУЭКа и «Еврохима». Если разматывать цепочку возможных последствий, получается, пострадать могут люди и компании, которые не имеют отношения не только к санкционным спискам, но и к России вообще. Сейчас речь идет о техническом дефолте, хотя это совершенно несправедливо — говорит инвестбанкир, автор телеграм-канала «БитКоган» Евгений Коган:

Евгений Коган инвестбанкир, автор телеграм-канала «Биткоган» «Считать это дефолтом — я бы сказал, что это редкое свинство. Но если компания хоть один купон не заплатила по некоему долгу, это автоматически чаще всего начинается кросс-дефолт, это значит, что ей предъявляются все ее долги — а это уже другие деньги, это могут быть даже миллиарды. Это во-первых. Во-вторых, есть цепочки неплатежей. Эти облигации всех этих корпораций считались ну очень надежными, и под них давались кредиты, их брали как обеспечение по этим кредитам и так далее. Представьте себе ситуацию: у вас какая-нибудь финансовая компания из какой-нибудь Бразилии, и вот вы набираете уставный капитал на свои собственные средства — облигации надежных и качественных эмитентов из России, Китая, Америки, еще откуда-то. И вот вдруг облигация, которая считалась надежной и составляла примерно 10% ваших собственных средств, вдруг стоит 0. Что у вас? У вас тут же недостаток капитала, у вас могут отобрать лицензию, у вас может начаться банкротство».

То есть пострадать могут и американские, и европейские инвесторы. И партнеры этих инвесторов, которые евробонды российских экспортеров даже не покупали. Этот факт вселяет очень робкую, но все же надежду на то, что стороны все-таки договорятся и деньги дойдут до конечных адресатов. Впрочем, параллельно та же «Северсталь» ищет альтернативные варианты для выплаты процентов по еврооблигациям. Подробностей о том, что это за варианты — пока не поступало.