В опросе общественного мнения OpinionWay-Kea Partners, проведенного 23 марта для газеты Les Echos, Марин Ле Пен набирает 20%, добавив три пункта с пятницы. Это на 9% больше, чем у ее прямого конкурента — скандального полемиста Эрика Земмура. Лидирует Макрон, который прибавил два пункта — до 28%. То есть скорее всего повторится комбинация прошлых выборов, когда во втором туре сошелся он и Ле Пен. И тогда наберет больше голосов тот кандидат, проголосуют те, кто, по их мнению, будут выбирать меньшее из зол. И скорее всего им станет Макрон, который вновь пообещал малообеспеченным семьям то, о чем он говорил после кризиса «желтых жилетов» — выплаты на пополнение продовольственной корзины:

«Мы столкнемся с глобальным продовольственным кризисом, и поэтому Франция собирается взять на себя инициативу по обеспечению скоординированного ответа на него со стороны Европы. Но что же мы будем делать в краткосрочной перспективе? Я хочу учредить чеки компенсаций на продукты питания, чтобы помочь беднейшим семьям и среднему классу справиться с дополнительными расходами».

Кандидат от классических правых Валери Пекрес (11% намерений избирателей) была освистана на встрече с ними, организованной еженедельником Valeurs Actuelles. Встреча получилось странной. Начать со странного выбора площадки. Мало того, что Valeurs Actuelles — издание, считающееся рупором ультраправых интеллектуалов, которое получало приговоры за провокацию расовой вражды в отношении цыган-ромов, за публикацию фальшивого опроса в пользу Николя Саркози, за признанную антисемитской статью о Джордже Соросе и так далее, так еще на встречу пришло большое число сторонников ультраправого кандидата скандального Эрика Земмура. Он сам, впрочем, безнадежно отстал от Ле Пен, с которой он еще пару месяцев назад шел, как говорится, ноздря в ноздрю. Видимо, любая скандальность все же хороша в меру. Ле Пен же излучает уверенность в своей победе.

«Я считаю второй тур словно новыми выборами. Все счетчики обнуляются, и начинается новая гонка. И как следствие этого встает такой вопрос: как вы знаете, принято говорить «в первом туре кандидата выбирают, а во втором убирают». Я уверена, что есть десятки миллионов французов, которые хотят убрать Эммануэля Макрона, так как они полностью не согласны с политикой, которую он проводил».

Однако французская политика на то и французская, что в ней зачастую все решается в последний момент. То протестное голосование, на которое надеется Ле Пен, вполне может сыграть против нее, так как масса людей говорит, что они примут решение за кого голосовать прямо перед тем, как кинуть бюллетень в урну. Причем именно чтобы в знак протеста проголосовать за заведомо непроходного кандидата. И тут возможны сюрпризы. Конечно, кто-то проголосует за вечного кандидата — троцкистку Арлетту Лагийе, у которой сейчас рейтинг 1%. Но на этой волне куда больше шансов вдруг вырваться вперед имеет левый популист Жан Меленшон. И если он вместо Ле Пен вдруг окажется во втором туре, борьба и исход выборов могут весьма удивить многих.