WSJ: зарубежные компании продолжают поставки в Россию, не ограничиваясь только необходимыми товарами
Эксперты отмечают, что процесс ухода компаний с рынка может быть очень протяжен во времени, и при этом сами компании заняли выжидательную позицию, не желая покидать рынок
Читать на полной версииЗарубежные компании, похоже, расширяют понятие «необходимые товары» для России. Газета The Wall Street Journal замечает, что PepsiCo, Procter & Gamble, Unilever продолжают заполнять своей продукцией полки российских магазинов, несмотря на обещания ограничить продажи самыми необходимыми товарами.
Например, в России до сих пор продаются картофельные чипсы Lay's, бритвы Gillette, ароматы для дома Air Wick и мороженое, детская косметика — например детские блески для губ — и очищающие средства для лица, которые принадлежат брендам этих концернов.
Но это неудивительно: сам процесс ухода компаний с рынка происходит не молниеносно. Нужно юридически оформить расторжение договоров с сотрудниками и поставщиками, распродать остатки. Этот процесс занимает недели, месяцы, иногда даже годы, подчеркивает гендиректор информационного агентства InfoLine Иван Федяков:
Иван Федяков гендиректор информационного агентства InfoLine «Даже в том случае, если компания PepsiCo, Coca-Cola или какая-то другая полностью закончит свою работу, ну какое-то время еще на складах дистрибьюторов, на складах у торговых сетей будет оставаться часть продукции, которая будет еще в течение какого-то периода времени распродаваться. В моем понимании, конечно, эти компании ни в коем случае не хотят уходить из России, ведь их насильно никто сюда не заставлял приходить. Деятельность в России они вели с достаточной прибылью. Я напомню, что компания PepsiCo в России — компания номер один по производству питания и напитков, не среди иностранных компаний, а среди всех российских компаний в том числе. Эта компания генерирует сотни миллиардов рублей выручки в России, имеет здесь заводы, целый портфель брендов, не только всем известных Pepsi или Lay’s, но также «Вимм-Билль-Данн», бренды соков и так далее. То есть это достаточно разветвленный бизнес в России, и вот эту большую сеть работы, которая выстраивалась годами, свернуть за несколько дней просто не представляется возможным. Для PepsiCo, для других компаний российский бизнес является важной частью, но не доминирующей в их объеме выручки, поэтому они скорее захотят остаться с выручкой в Европе, нежели бороться за несколько процентов выручки в России в глобальном смысле».
По словам эксперта, многие иностранные компании надеются, что конфликт все-таки в скором времени удастся решить дипломатическим путем. И часть бизнеса удастся сохранить и продолжить работу в России, пусть и на других условиях: возможно, на совместных предприятиях.
Компании Procter & Gamble и Unilever еще 8 марта заявили, что приостанавливают инвестиции и рекламную активность в России и оставят на рынке только «продукты базовой гигиены». На следующий день PepsiCo сообщила о прекращении рекламной деятельности и продажи напитков в России, в частности Pepsi-Cola, 7Up и Mirinda. Но, согласно релизу, PepsiCo «имеет обязанность» продолжить продавать в России молоко и детское питание.
В списке товаров первой необходимости, за исключением продовольственных, всего 23 позиции. Перечень утвержден Минпромторгом. Ароматов для дома и детской декоративной косметики в нем, конечно, нет.
Комментирует Елена Хромова, партнер АО BDO Юникон, которая занимается аудитом:
Елена Хромова партнер АО BDO Юникон «Понятно, нормальное поведение компаний, когда им, возможно, действительно не хочется резко уходить с российского рынка. С другой стороны, заявления сделаны, мне сложно прокомментировать намерения и дальнейшие действия компаний. Я думаю, что ближайшее будущее покажет, что это было, и мы поймем, в каких объемах они сохранят свое присутствие на российском рынке, и насколько их слова и заявления будут соответствовать или расходиться с реальными действиями. Есть список товаров первой необходимости, но это все-таки достаточно сокращенный лист, по большому счету он может быть формализован как-то по-другому внутри компании, потому что есть какие-то товары, в том числе бытовая химия, которые могут в список товаров первой необходимости не входить, тем не менее играть существенную роль в повседневном быте домохозяйств, и здесь компании, возможно, могут скорректировать свои позиции».
Швейцарский концерн Nestle сегодня заявил, что уводит из России бренды KitKat и Nesquik. В середине марта компания сообщала, что прекратила поставки Nespresso и S. Pellegrino. Тогда же в Nestle говорили, что продолжат импортировать в Россию социально значимую продукцию, в том числе детское питание, корма для домашних животных.