Военный конфликт не нужен никому — об этом Си Цзиньпин заявил в беседе с Джо Байденом, сообщают китайские СМИ. Контакты лидеров США и КНР, посвященные двусторонним отношениям и ситуации вокруг Украины, прошли в пятницу, 18 марта, по видеосвязи. Беседа продлилась около двух часов.

«Страны не должны доходить до такого состояния, чтобы встречаться на поле боя. Конфликт и конфронтация не отвечают чьим-либо интересам. Мир и безопасность — это то, что международному сообществу следует ценить более всего», — приводит слова председателя КНР агентство «Интерфакс» со ссылкой на китайский госканал CGTN.

Ранее американские СМИ сообщали, что на переговорах Джо Байден надеялся донести до Пекина, что экономическая или военная поддержка России выльется для Китая в некие «последствия». О чем можно судить по тону китайских государственных СМИ? Это общие заявления о том, что «мир это хорошо», или позиция КНР начинает смещаться? Мнение эксперта Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина.

Константин Блохин эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН «Китай не будет это делать, потому что Китай да и весь мир посмотрел, как США давят санкционно, и они прекрасно понимают, что так же могут и с ними поступить. Тем более что если разберутся с Россией, следующим будет Китай. Тем более что планы по сдерживанию Китая никем не скрываются, США формируют антикитайский альянс, AUKUS. Поэтому понятно, что Китай не будет рисковать своими отношениями с Россией за гипотетической возможностью улучшений отношений с США».

Ранее и Москва, и Пекин публично опровергли информацию о том, что Россия обратилась к Китаю за экономической или военной помощью. При этом, по словам источников Bloomberg, в Вашингтоне обеспокоены некой скрытой поддержкой — как утверждается, в Пекине ищут способы «смягчить» санкционный удар по России и может быть даже передать Москве какие-то вооружения. Комментирует глава Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев:

— Китай, на мой взгляд, сегодня достаточно открыто демонстрирует поддержку России на самых высоких уровнях. Что касается экономических вопросов, то мы достаточно солидно развили наши отношения для того, чтобы и в экономическом плане у нас было полное взаимодействие. Так что здесь, мне кажется, все однозначно.

— В какой части Китай и в каком виде может поддержать Россию?

— Во-первых, речь идет о сотрудничестве в области энергоносителей. Фактически мы можем переориентировать все наши потоки на Восток. Есть такая полная возможность, это уже само по себе большая поддержка, не говоря о том, что мы и в военно-технической сфере сотрудничаем, и в космосе — практически во всех отраслях.

С другой стороны, прямой поддержки со стороны Пекина пока не наблюдается. Китай действительно не стал присоединяться к санкциям Запада, но при этом глава китайского МИД Ван И на этой неделе прямо заявил, что страна не является стороной конфликта и не хочет, чтобы санкции затронули ее экономику.

А что наблюдает российский бизнес? Готовы ли китайские компании обеспечить поставку тех товаров и компонентов, которых Россия лишилась из-за санкций? Комментирует генеральный директор Российской национальной торговой корпорации Станислав Ежов:

— Были очень большие запросы в сторону Китая, то есть все сейчас немного разворачиваются. Пока просто в процессе, настраиваются новые логистические цепочки, и ищутся новые партнеры.

— Какие-то есть сделки или планируются?

— Они планируются, и их очень много, то есть, их можно прорабатывать и так далее. Крупные сделки не быстро же делаются.

— Пока все, я понимаю, для вашего бизнеса на стопе?

— Ну не на стопе, все в процессе, и пока до реальных, конкретных сделок еще не дошли.

Одновременно, добавляет китайский CCTV, Си Цзиньпин призвал США и НАТО выстроить диалог с Россией. В Пекине заявили, что Москва и Запад должны устранить корень проблемы, договорившись об условиях безопасности для всех сторон конфликта, в том числе для Украины.