Что будет с российскими банками с иностранным участием?
Речь о крупных филиалах европейских кредитных организаций. В австрийском Райффайзенбанке допустили уход из России. А в итальянском «Юникредит» готовы сохранить российский бизнес
Читать на полной версииВ четверг в головной австрийской структуре Райффайзенбанка сообщили, что оценивают все варианты будущего российского филиала. В том числе и уход из России. Но уточнили, что если это и произойдет, то будет «тщательно продуманный выход».
На что в российском филиале Райффайзенбанка ответили, что банк все равно продолжит работать на российском рынке вне зависимости от формата участия в капитале головной группы. И, в общем-то иного ответа быть и не могло.
В России по закону могут существовать только банки, которые здесь же и зарегистрированы. «Райффайзен», как и Росбанк, принадлежащий Societe Generale, как и «Юникредит», входят в список системно значимых банков ЦБ. И, соответственно, даже если владелец решит уйти из страны, то сам банк здесь останется, говорит управляющий директор по валидации агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов:
Юрий Беликов управляющий директор по валидации агентства «Эксперт РА» «В принципе, они, как и любая другая системно значимая кредитная организация, могут в полной мере рассчитывать на поддержку со стороны Банка России при необходимости, и в значительной степени определяют российскую банковскую систему и ее развитие. Соответственно, конечно, в текущих геополитических условиях остаются неопределенными решения собственников кредитных организаций, то есть, зарубежных банков, финансовых групп. Тем не менее, нужно понимать, что все эти кредитные организации работают преимущественно на внутреннем российском рынке, имеют внутренних российских клиентов. И на текущем этапе даже в существенной мере независимо от фондирования из-за рубежа, от капитальных вливаний и так далее».
Ранее в итальянском «Юникредите» допустили уход из России. Но тоже отметили, что нужно все тщательно продумать. Потому что здесь работают четыре тысячи сотрудников. И они обслуживают полторы тысячи российских компаний. Если же допустить, что иностранные организации все-таки решат покинуть страну, то, вероятно, они будут продавать активы. Но для этого им сначала придется получить разрешение российского правительства, согласно недавнему указу президента. Продолжает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев:
Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро А2 «Такой выход возможен путем продажи доли в уставном капитале или акций, однако сейчас эти операции с нерезидентами возможны только с разрешения правительственной комиссии, что, соответственно, сделку осложняет — это, с одной стороны. С другой стороны, естественно, структура материнская при выходе из структуры российского банка, скорее всего, попросит произвести ребрендинг при продаже другим собственникам, так как она дочку уже не контролирует, соответственно не хочет иметь отношение к ее деятельности».
Как сообщили «Известия», Societe Generale рассматривает сценарий, при котором группа может лишиться прав на свои российские активы. И все же, это лишь предположение. Публично же в руководстве компании сообщили, что готовы сохранить бизнес в России. О чем Business FM напомнили и в кол-центре Росбанка, заодно рассказав об условиях рублевого вклада с манящим названием «150 лет надежности»:
— Выступил глава непосредственно из Франции, что все остается, то есть достаточно стабильно себя чувствует банк сейчас. Так как все достаточно стабильно, активы у нас остаются.
— Смотрю на сайте: вклад «150 лет надежности», ставка 20%. Эта ставка 20% максимальная?
— Да, это сейчас максимально — 20%.
— А на валюту?
— У нас сейчас нет возможности открыть накопительный счет в долларах, в евро, в валюте. Только рублевые остались.
Все три банка с европейским участием входят в топ-20. А их совокупные активы превышают 4 трлн рублей. И, судя по заявлениям, они от них отказываться не собираются. Тем более сейчас, когда население понесло в банки деньги под высокие проценты.
Как замечал «Коммерсантъ», банки с иностранными акционерами могут стать бенефициарами санкций. У них приток клиентов, и ставки по депозитам они могут позволить чуть ниже, чем у российских госбанков. Потому что население больше доверяет, надеясь, что уж эти-то банки под санкции не попадут. А что касается лишения прав собственности, то это может произойти, например, если банки не будут исполнять обязательства перед клиентами. Тогда, конечно, вмешается ЦБ. И, кстати, ему не впервой забирать на санацию крупные российские банки. К слову, некоторые из их владельцев сейчас живут за рубежом.