Сегодня ночью было запущено по столице северного Иракского Курдистана городу Эрбиль, по разным данным, 12-14 крылатых ракет.

Иракские СМИ сообщают, что всего было выпущено 12 баллистических ракет, пишет РИА Новости. Курдские военные начали расследование.

По данным иракских СМИ, взрывы также произошли недалеко от американской базы и строящегося консульства и у деревни Меле Омер. Associated Press со ссылкой на представителя Минобороны США пишет, что ракеты были запущены с территории Ирана. Представитель Госдепартамента США назвал инцидент «возмутительным».

В ближайшее время американский президент Джо Байден может выступить с обращением по этому поводу.

По данным иракского Минздрава, пострадавших нет. Информации о разрушениях также не поступало. В регионе на время приостановили авиасообщение. По данным Reuters, передает ТАСС, потерь среди военного контингента США после атаки в Эрбиле нет.

В соцсетях опубликованы видео со взрывами.

Иранские СМИ пишут, что на фоне ночных обстрелов Иран может перекрыть Ормузский пролив. Это единственный морской путь, который позволяет экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности в США. И имеет большое значение для мировой торговли нефтью.

Об этом и причинах атаки Business FM поговорила со специальным помощником министра иностранных дел Ирана Хамидом-Реза Ассефи:

— Связь между Ираном и Израилем всегда была напряженной. Они что-то делают, а потом заявляют, что они этого не делали. А потом мы что-то делаем в ответ, и не говорим об этом. Суть в том, что обычно Израиль не целится в мирное население. Они понимают, что если будут человеческие потери, то последует ответная реакция на это. Как было, например, несколько дней назад: в результате атаки погибли двое военных иранской армии. И мы знали, что Иран отомстит за них. Мы знали, что это точно произойдет. Хотя это нельзя было сказать с полной уверенностью, но некий тренд на это есть. Теперь они ищут возмездия, и они целились и будут целиться в людей. Это события этой ночи подтверждают.

— Информация о том, что Иран может заблокировать Ормузский пролив…

— В этом нет никакой пользы.

В сентябре 2021 года американские войска, дислоцированные в международном аэропортовом комплексе Эрбиля, подвергались ракетным обстрелам и атакам с помощью беспилотников. США тогда обвинили в нападениях группы боевиков, связанных с Ираном.

Прошлой же ночью, по данным иранского агентства Iran International, ракеты попали в Эрбиль ровно в 1:20 ночи. В это же время в январе 2020 года американским беспилотником был убит иранский генерал Сулеймани, и некоторые иранские СМИ связывают ночную атаку именно с этим инцидентом.
А некоторые пишут, что это может быть месть за уничтожение двух иранских офицеров в Сирии силами израильской армии.

По сообщению иранского новостного агентства Mehr, ракетные удары были нацелены на «секретные израильские базы». А власти Иракского Курдистана опровергли информацию, что на территории провинции Эрбиль находятся центры израильской разведки «Моссад», сообщает ТАСС.

Комментирует политолог, президент Института восточного партнерства Авраам Шмулевич:

— К этой информации можно относиться как к восточной сказке. Какие базы «Моссада»? «Моссад» — это внешняя разведка, это не армия, какие у нее могут быть базы? Никаких свидетельств существования баз еще и такого размера, чтобы по ним можно было бы стрелять ракетами… в общем, непонятно, куда они попали. По сообщениям, было повреждено здание телевидения. По снимку, одна из ракет вообще упал в километре от этого консульства (консульства США. — Business FM).

— Говоря о версиях, можно предположить, что это некая месть за убийство двух иранских в Сирии израильскими службами?

— Во-первых, убиты не столь высокопоставленные офицеры, убиты два полковника. Кроме того, вроде бы соответствует дате убийства Сулеймани, но вряд ли это связано. Если бы иранцы хотели отомстить, то они бы действительно атаковали какие-то реальные израильские объекты, а не какие-то мифические объекты. Все главные официальные СМИ Ирана пока вообще ничего не сообщают об этом инциденте, во всяком случае в израильской прессе пишут, что они еще или не определились с официальной версией и ждут реакцию США. Если это с чем-то связано, то, скорее всего, это начало более серьезной игры. агентства, которое связано с иранским сопротивлением, что это такой иранский вариант борьбы России с американским империализмом. Возникновение какого-то нового фронта, который свяжет руки американцам, это вполне реально. Было бы логично спровоцировать какой-то конфликт, который как минимум покажет американцам, что, смотрите, у вас есть еще проблемы, кроме проблемы Украины.

С версией мести за убийство иранских военных не согласен и азербайджанский политолог, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:

— Очень сомнительно, честно говоря, связывать этот инцидент с местью за смерть иранского генерала. Дело в том, что периодически в СМИ проходит информация о том, что Иран собирается с силами нанести какой-то серьезный удар, но за два года таких ожидаемых ударов со стороны Ирана мы не видели, по крайней мере, равноценные тому событию, которое было два года назад. Тем более уничтожение строящегося здания консульства, как могут это событие расценивать как адекватный ответ иранской стороны на смерть Сулеймани.

— Тем более в свете возможного снятия санкций.

— Иранская сторона ведет переговорный трек по санкциям отдельно от стратегических и геополитических целей, которые Иран преследует в регионе. Он от них не отказывается, смягчение режима санкций — важная часть внешнеполитической стратегии нынешнего политического руководство Ирана. В то же время есть обиды, есть амбиции Ирана, вряд ли он от них откажется. Но Тегеран старается все-таки соотносить свои действия с реалиями. Сегодня Иран старается налаживать определенные мосты с соседями, с арабскими соседями, с Саудовской Аравией, с Объединенными Арабскими Эмиратами, другими государствами.

Тогда что это могло быть? Комментирует главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН Алексей Малашенко:

— Это месть за то, что были убиты в Сирии два офицера из Корпуса стражей исламской революции, и погибли они в результате налета израильской авиации, во всяком случае, такая версия реальная. Интересно то, что это, по-моему, редчайший, если не вообще второй случай, когда по Ираку, по Эрбилю, удар наносится непосредственно из Ирана. Такой прямой удар — это примерно 300 километров, удар оказался, как вам сказать, жертв нет, больших разрушений нет, в городе паники нет, это что-то символическое. Да, они хотели показать, что они могут, могут ответить вот таким образом на действия и американцев, и израильтян. В общем, это наказание чисто формальное. Кстати говоря, они пускали ракеты, кажется, «Фатах», это довольно сильные ракеты, но видите, никаких военных результатов нет. А что касается политических, то надо посмотреть, как ответит Байден, потому что пропустить такой факт он не может, как он будет реагировать? Конечно, это может очень сильно притормозить и помешать переговорам по поводу ядерной иранской программы.

— Мы смотрим разные иранские телеграм-каналы, где в числе прочего проводятся какие-то параллели с российской военной спецоперацией на Украине. Одно из сообщений в них: «Всем нашим друзьям, кто подписан или присоединился к нам из России, Чечни, Белоруссии и Китая, добро пожаловать, с наилучшими пожеланиями с Ирака. V и Z — вы не одни!».

— Вы знаете, это не совсем маргинальная солидарность, потому что Россия попала в очень непростое международное положение, и каждая такая поддержка оценивается. Вообще, посмотрите, как по-разному на это реагируют во всем мусульманском мире. Но, в целом, это даже не такая полунейтральная позиция, которую занимает большинство арабских стран, это такая всем ясная позиция. И кстати говоря, союзник Башар Асад поступает точно так же, он открыто поддерживает Россию, по-моему, единственное арабское государство, и в этом отношении он действует как бы заодно с Ираном.

Иракские СМИ сообщают, в посольстве США в Багдаде с утра работают сирены воздушной тревоги. Официальный Иран пока никак не комментирует ситуацию и не подтверждает проведение ракетного удара по американскому консульству в Эрбиле.