В зависимости от того, как долго продлится политическая напряженность и сколько времени потребуется для того, чтобы отыграть те санкции, которые напрямую повлияли на разные рынки, будет зависеть то, в каком объеме поддержки от государства будет нуждаться бизнес, считает генеральный директор IT-компании «Большая тройка» Артем Седов.

«Там, где рынок был связан с оказанием услуг, многим компаниям потребуются вливания оборотных средств. В этой связи запуск программы льготного кредитования для приобретения оборудования и пополнения оборотных средств для предприятий по линии импортозамещения является значимой мерой для московского бизнеса. Стоит также понимать, что помимо прямой денежной поддержки намного важнее сейчас — создание условий для актуального импортозамещения и его взаимосвязи с оборотными средствами. Увеличение авансирования по городскому заказу до 70% — правильная и актуальная мера, потому что если проекты обсуждались ранее и затраты были посчитаны под 30% аванса, то сейчас, возможно, этих средств просто не хватит», — заявил он.

Эксперт подчеркнул, что бизнесу далеко не всегда нужны деньги, но всегда нужны объемы работ. Но бывают и особенные ситуации.

«Если бизнес просит деньги без четкого плана, как их вложить, то вряд ли стоит ему помогать. Помощь деньгами под определенный объем работ — это самая правильная модель поддержки бизнеса от государства. От себя добавил бы инициативу по созданию некоего «атласа» с компаниями, которые ушли с российского рынка, а также теми, кто оказывал услугу этим компаниям, с информацией о ранее заявленных ценах на товары и о затратах, которые сейчас планируются. На мой взгляд, достаточно оперативно эту идею сейчас может воплотить только Москва. Город готов к долгосрочным контрактам в срок три, пять и семь лет на поставку подобных продуктов. После этого и заработает инициатива льготных ставок по кредиту, а также долгосрочные контракты. Тут же поможет и третья мера со льготными площадями и производственными мощностями. Таких хороших условий не было даже в доковидное время. По сути, будет создана такая комплексная поддержка, при которой бизнесу останется только спокойно работать», — подчеркнул он.

Седов полагает, что повторить успех крупных сетей — не первостепенная задача, важнее создать множество продуктовых линеек, наиболее успешные из которых останутся на рынке.

«Про создание отечественной сети быстрого питания: если отдать это малому и среднему бизнесу и поддержать финансово, то мы стабилизируем этот сектор. Не нужно сейчас пытаться повторить огромные сети типа McDonald's. Надо дать возможность создать множество продуктовых линеек, которые в естественном отборе останутся на рынке. Сейчас есть реальная возможность занять и расширить продуктовые ниши. Кроме того, в настоящее время важно фокусироваться не только на том, что произошло, а что будет происходить и зарождаться. Кроме того, стоит отметить, что Москва — образцовый регион во всех антикризисных сценариях и она вполне может поделиться своим опытом и помочь регионам-соседям, например, наладить их производственные мощности и восполнить кадровый дефицит», — подытожил он.