В среду Business FM позвонила екатеринбургскому дальнобойщику Андрею, который возит грузы с Урала в Европу. Звонок застал его в Варшаве, откуда водитель направлялся в Германию. По его словам, сейчас все старые контракты выполняются и с этой стороны пока проблем нет. Главной же трудностью для шоферов, которые возят грузы в Европу, стала валюта. Карты за рубежом не работают. Наличным рублям сейчас там не рады. И все-таки возможность обменять российскую валюту на евро пока есть. Конкретно Андрей сделал это так: купил на рубли польские злотые, а потом уже на них приобрел евро. И если посчитать все комиссионные расходы, то европейская валюта обошлась дальнобойщику по курсу в 200 рублей за евро.

— В России невозможно снять валюту. Здесь у нас наши карты все заблокированы.

— Как вы выходите из положения?

— С большими процентами. Рубли-то здесь не ценятся совершенно. Приходится рубли на злотые, злотые на евро. Выходит около 200 рублей за 1 евро, вот так получается. По карману это бьет, конечно. Все переводы — это проценты банка.

— По вашим наблюдениям, везут все в прежних объемах? Что из Евросоюза в Россию, что из России в Евросоюз — товарооборот прежний?

— Пока прежний. Но, я думаю, это, может быть, пока старые контракты. Может быть, из-за этого. Надо подождать еще недельку-две, когда старые контракты обнулятся.

Полную картину происходящего с международными грузоперевозками сейчас собрать невозможно. О ситуации можно судить лишь по обрывочным сведениям. Транспортная отрасль во многом зависит от планирования: нужно заранее понимать, что когда и куда поедет. Но именно с планированием сейчас проблемы, говорит управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:

Владимир Тян управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» «Комплекс проблем. Первая связана с тем, что нарушена сама логистика как следствие санкций. Просто трансграничное перемещение грузов затруднено. Вторая проблема связана с тем, что отменяются заказы, контракты ставятся на паузу. Я имею в виду контракты на перевозку грузов, потому что, соответственно, сами поставки приостанавливаются. В общем, это комбинация именно двух проблем. С логистикой и с приостановкой действующих контрактов на поставку».

В то же время проблемы возникают и у компаний, которые занимаются внутренними перевозками. Об этом Business FM рассказал гендиректор уфимской компании «Шартранс» Александр Шарабыров. В его небольшом парке грузовиков в том числе машины Renault (Renault Trucks входит в шведскую Volvo). Были заключены контракты на сервисное обслуживание. Но недавно пришло письмо о том, что оно приостанавливается. С одной стороны, не надо платить. А с другой, могут возникнуть перебои с запчастями. И, кроме того, машины отключились от серверов. В шведской компании объяснили это программным сбоем, говорит Александр Шарабыров:

Александр Шарабыров гендиректор уфимской компании «Шартранс» «Автомобили новые. Следовательно, неоригинальных запасных частей особо на них нет, так как неоригинальные запчасти появляются только, как правило, уже на поломке старых негарантийных автомобилей, хоть здесь он негарантийный, но модель относительно новая. То есть в случае непредвиденной поломки просто техника встанет. Так же еще у них очень интересная произошла ситуация, что программно они никак не могут подключиться к автомобилю. Современные автомобили очень напичканы электроникой. То есть при замене какого-то узла, элементарного датчика, датчика скорости, датчика уровня пола и так далее требуется программирование. Программирование тоже они произвести не могут, в официальном письме они сослались на программный сбой».

Еще одно последствие, которое уже ощущает на себе бизнес: как сообщили «Ведомости», ретейлеры могут столкнуться с дефицитом чековой ленты. Раньше термобумагу в РФ поставляла в основном Германия. Но сейчас один из основных поставщиков прекратил работу с Россией. Другой — сократил отгрузку вдвое. Продолжает поставки Китай. Но цены на грузоперевозки из КНР выросли на 50-70%. Приходят новости из Прибалтики. В Литве сообщили, что местные железные дороги запретили аренду грузовых платформ для использования в России и Белоруссии. А в Латвии в министерстве сообщения заявили, что грузоотправители стараются как можно быстрее вывезти товары из России и Белоруссии по существующим каналам.