Обновлено в 17:05

В российских аптеках заканчиваются инсулин иностранного производства и медизделия для терапии сахарного диабета, пишет «Коммерсантъ». Газета опросила пациентов с диабетом, которые говорят, что в аптеках и поликлиниках ажиотаж: «Скупают и забирают все, что можно, на год вперед».

Все ходовые средства мониторинга, качественные инсулины, иглы, помпы и расходники к ним производятся за рубежом.

Как рассказала Business FM москвичка Людмила, инсулин, который ей подходит, и до санкций было тяжело найти в аптеках. Она смогла без проблем получить его в своей аптеке с запасом на три месяца вперед:

«Из расходников самое дорогое — это полоски, их выдают в поликлинике, но не в таком количестве, как нужно, а это от 50 до 100 полосок в месяц. Полоски я покупаю по акции, три коробки за 1800, а так в среднем 50 полосок стоят 1000 рублей. Коробка инсулина стоит тысяч семь, там пять шприц-ручек, но инсулин выписывают бесплатно в поликлиниках. Я мониторила, мой практически нигде в наличии не увидела. Но и в спокойные времена на самом деле у меня была ситуация, когда я потеряла свой инсулин, который мне выписали в поликлинике, и нашла с трудом, но я так подозреваю, это не такой популярный препарат, так как его выписывают, как правило, бесплатно. По ценам он примерно такой же, какой он и был. Я пошла к эндокринологу, и эндокринолог меня уверила, что на данный момент не должно быть проблем с инсулином, она мне даже показала два письма от датчан, что работаем по старой схеме, как поставляли, так и будем поставлять, и AstraZeneca тоже прислали письмо, что все будет идти по плану. Но тем не менее хронические больные очень сильно переживают и набирают полные пакеты «Пятерочки». Я читала мнение других фармэкспертов, что лучше, конечно, подстраховаться и запастись».

Подавляющее число пациентов используют импортный инсулин из Франции и Дании «Хумалог», «Новорапид» и «Фиасп».

Но есть и российские аналоги. Например, компания «Герофарм» производит собственные биосимиляры аналогов инсулина и входит в топ-3 на международном рынке инсулинов.

Москвичка Гоар — мать девятилетней дочери с сахарным диабетом первого типа. По ее словам, «Новорапида» в аптеках уже почти нет. Но ей удалось закупить его заранее, еще на прошлой неделе. А если закончится, будет брать российский аналог, продолжает Гоар:

«Чуть меньше недели назад у меня как у мамы ребенка-инвалида возникло определенное беспокойство, я решила докупить инсулин, причем именно французский. Он был, но единственное, нужно было делать бронь в аптеке, цена разнится от 1900 рублей до 2500, может быть, даже где-то выше. Забронировала, хотела купить и, честно говоря, забыла. И уже через день я не могла повторить свой заказ через интернет. Поэтому муж поехал в аптеку, отстояв очередь, купил все, в среднем, наверное, на полгода этого должно хватить, но тут прогнозировать сложно, потому что ребенок растет, состояние меняется. Сейчас я решила дернуться насчет полосок, потому что я так поняла, что наши полоски «Контур ТС» — это производство Bayer, мы тоже достаточное количество получали в аптеке, но тем не менее часто приходилось покупать с рук. Обычно на Avito мы покупаем, потому что там сильно дешевле, а нужно большое количество. Буду, наверное, тоже докупать. Обычно как это происходит: мне, например, заведующая отделением сказала, если вам чего-то не хватает, вы приходите, дозаказываете, вам обязаны выписать. Что будет сейчас, я сказать не могу, но вообще-то надежда есть, поскольку нам дали вот этот аналог русский «Аспарт», я проверила, протестировала на ребенке как раз, в принципе все работает неплохо, наши показатели не хуже, чем были с иностранным инсулином. Но учитывая, что да, есть определенная паника у людей, они могут точно так же, как и я, прийти и попросить, чтобы выписали сильно вперед, на несколько месяцев, поэтому вполне возможно, что может какого-то количества не хватать или будут дикие очереди».

Под видом клиента мы позвонили в аптеку «Авиценна фарма» на Вучетича, 22. Есть ли инсулин и какой? Вот что нам сказали:

— «Соликва» и «Биосулин» у нас есть. «Соликва» — 4399 рублей. И «Биосулин-Р», тоже в ручках, — 1349.

— Который первый, это чье производство?

— Россия, «Уфавита».

— Сколько штук вот таких?

— Две.

— А вторая?

— Sanofi, Германия. Есть доза 100 миллиграммов и 100+50, двухкомпонентная. Который 100+33 миллиграммов — 3459 рублей, который побольше дозировка — 4399 рублей, тоже по одной сегодня.

— А чего ж так мало осталось?

— Завтра будет больше, товар ждем.

В Росздравнадзоре и Союзе профессиональных фармацевтических организаций говорят, что на сегодняшний день отгрузки в аптеки осуществляются в плановом режиме, хотя и в условиях «повышенного спроса». И связывают ажиотаж с «паническими настроениями пациентов».

Там отметили, что большая часть препаратов производится в России и беспокоиться, достаточно ли инсулина на российском рынке, не стоит. Но многие родители продолжают закупать иностранные препараты, потому что «боятся ставить эксперименты на своем ребенке», продолжает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов:

Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Пока о дефиците говорить, конечно, не стоит, нет таких предпосылок. Есть определенные перебои, они касаются не только данной группы препаратов, к сожалению, но пока каких-то предпосылок для того, чтобы они реально превратились в дефицит, нет. Ну, к тому же у нас достаточно серьезное производство собственного инсулина в стране, есть компания «Герофарм», которая производит инсулин, в том числе как инсулин человека, так и аналоговые формы инсулина, модифицированные, в том числе конкурируя с зарубежными производителями инсулина. Причем они производят в том числе сырье, то есть мы даже при развитии какого-то самого негативного сценария не должны остаться без этого препарата. Насколько я могу судить, эти препараты очень и очень близки с точки зрения характеристик, с точки зрения качества и безопасности. Ну, конечно, всегда есть некий эмоциональный фактор, сахарный диабет серьезное заболевание, и любые попытки замены здесь пациентом могут восприниматься негативно, в связи с этим могут наблюдаться в том числе и некие нежелательные эффекты, связанные с эмоциями. Но, учитывая, опять же, текущие обстоятельства, возможность объявления каких-то санкций, приостановления поставок, чисто логистических проблем, связанных с транспортными сложностями, к сожалению, лучше иметь что-то, чем не иметь совсем ничего».

Пациенты с диабетом также опасаются дефицита помп — это аппарат, который на липучке клеится к руке для введения инсулина, — и расходников к ним. Беспроводные помпы Omnipod, которые не сертифицированы в России, но многие пользуются именно ими, так как считают очень удобными, импортировали из США и Европы, пишет «Коммерсантъ».

Ранее набор изделий на месяц стоил около 18-19 тысяч рублей, и люди покупали их самостоятельно. Сейчас коробку продают за 45 тысяч рублей. В Минздраве заявили, что «во избежание перебоев в лекарственном обеспечении» уже организована поэтапная поставка лекарственных препаратов.

Эти опасения небеспочвенны: врачи-эндокринологи получают большое количество жалоб после использования отечественного инсулина, говорит президент Российской диабетической ассоциации, врач-диабетолог Михаил Богомолов.

— В себестоимости производства инсулина более 90% занимает производство субстанции, то есть кристаллов инсулина. Есть еще генетически модифицированные аналоги, многие из которых в России не производятся совсем, и их использование вызывает медицинские споры. «Герофарм» — [единственная фирма по производству инсулина] с полным циклом в Российской Федерации. «Герофарм» может производит 10 килограммов или больше [сырья], себестоимость ее получается настолько высокой, что легче купить субстанцию за рубежом. Правительство Китая уже не первое десятилетие поддерживало производство своих субстанций инсулина в том числе. Для того чтобы выиграть тендеры, производить свою субстанцию невыгодно, и поэтому единственный вариант — это покупать у китайцев. Если субстанция хранится два года и более, то при ее покупке себестоимость падает, но при разведении инсулина определять срок годности субстанции в Российской Федерации, к сожалению, [возможности] нет. А для выигрыша на тендере производитель, естественно, идет на покупку китайской субстанции, просроченная она или нет, мы сказать не можем, но частенько получаем жалобы от пациентов, которые покупают вот эти инсулины, на то, что резко изменяется и ослабевает ее действие.

— Сейчас сложившаяся ситуация с инсулином — это просто ажиотаж и на складах он пока что еще есть, правильно понимаю?

— Ну, полугодовой запас там есть, если он подорожает по курсу, будет стоить рублей 800. А инсулин же должен выдаваться бесплатно в поликлиниках, государство тогда закупит то, что предложит отечественный производитель из китайского сырья.

В ведомстве обещают, что цены останутся на прежнем уровне. В контрактах с поставщиками дополнительно прописан пункт, который предусматривает за это штрафные санкции вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков.

В Минпромторге добавляют, что запасов жизненно необходимых лекарств и сырья для них в России хватит на срок «до года», а запас препаратов большинства международных непатентованных наименований превышает 25% от общего годового объема продаж за прошлый год.

Московская диабетическая ассоциация опровергла распространяемые в СМИ и социальных сетях сообщения о дефиците иностранного инсулина, а также о скором уходе из России иностранных производителей. По словам президента организации Эльвиры Густовой, никакого дефицита инсулина в России не предвидится. Если лишь временный недостаток препарата в аптеках в связи с ажиотажным спросом. Зарубежные компании останутся на российском рынке.

«Это больше психологическая паника. Да, действительно люди бросились скупать инсулин в аптеках. То, что в аптеках нет — не говорит о том, что пропали льготные лекарства. На самом деле у нас лежат подтверждающие письма от компаний Sanofi и Novo Nordisk, что они остаются на рынке, что у них здесь есть свое производство», — пояснила Густова радио «Говорит Москва».