Перевозчики один за другим сообщают о приостановке полетов за границу. «Аэрофлот» 5 марта объявил о прекращении с 8 марта зарубежных рейсов по всем направлениям, кроме Минска. Отменили рейсы в другие страны и авиакомпании «Россия» и «Аврора». Чуть позже об отмене международных рейсов с 8 марта и до конца зимнего расписания сообщил лоукостер «Победа», входящий в группу «Аэрофлот». В воскресенье, 6 марта, уже «Уральские авиалинии» отказались посылать свои самолеты в Египет до конца мая.

Основная причина приостановки рейсов кроется в правах владения бортами. Большинство самолетов, которыми летают российские авиакомпании, принадлежат иностранным лизингодателям. И те из-за санкций ЕС пытаются отозвать свои самолеты. Реальный пример: недавний рейс «Уральских авиалиний», который собирался вылетать в Москву из Шарм-эль-Шейха, был задержан как раз по заявке лизингодателя, писали РИА Новости. В российском посольстве однако заявили, что причина задержки в закрытом небе Европы. Тем не менее именно проблемы с лизингом являются основной причиной арестов лайнеров за рубежом. Причем европейцы берут в заложники не только свои самолеты, но и чужие, отмечает генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

— Пока мы не разберемся с этими машинами, которые находятся в лизинге и которые собираются отзывать. Мы в это время их запускаем на внутренние рейсы, есть опасения, что собственный парк у нас за рубежом просто могут арестовать.

— То есть даже тот, который не находится в лизинге?

— Который даже не находится. Есть уже прецеденты: и в Баку, и в Ереване. Поэтому не надо рисковать. А те тоже сидят все на лизинге. Если они не послушаются лизингодателя, у них отберут машины. Это ненормальная практика, но раз уже пошло такое, как говорится, рубилово, ничего не сделаешь.

Пока о сохранении международной программы из российских компаний заявили только «Азимут» и Utair. «Азимут» продолжит доставлять пассажиров из Сочи в Стамбул, а из Минеральных Вод — в Гюмри и Баку. Utair будет летать в Ереван из Москвы и Тюмени, а в Стамбул из Грозного. Но риски есть для всех, так как самолеты, которые сейчас имеются в России от иностранных лизингодателей, скорее всего, будут национализированы, и это будет иметь последствия. Конкретный пример приводит главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «У Utair самолеты в собственности, у «Азимута» суперджеты в российском реестре и у российских лизингодателей. «Азимут» рискует, потому что могут из бюджета арестовать просто в качестве компенсации за национализированные самолеты. У Utair тоже могут арестовать, но вопрос в том, что они пока продолжают, сейчас они вне риска. До 28 марта, по крайней мере, они могут летать совершенно спокойно. До этого момента ни один суд не сможет признать решение об аресте российских самолетов».

Кроме того, проблемы у российских авиакомпаний могут возникнуть из-за справок на полеты. У части из них они сейчас аннулированы. Стоит вопрос и о перерегистрации самолетов. В Минтрансе считают, что после регистрации бортов в России никакие санкции им уже не навредят. Чтобы ускорить эту процедуру, ведомство уже подготовило законопроект о сокращении регистрации с месяца до десяти дней. Если говорить про билеты, то они за последнее время сильно подорожали. Причем, не только на ближайшие даты, но и на майские. Рейс «Победы» из Москвы в Стамбул на одного человека в праздники стоит около 120 тысяч. Прямой трансфер из столицы в Ереван армянской авиакомпанией обойдется в 100 тысяч рублей. В Нур-Султан «Победой» всего вдвое дешевле.