Большинство российских авиакомпаний временно приостанавливает международные рейсы
В субботу, 5 марта, об этом объявили перевозчики, входящие в группу «Аэрофлот», а также авиакомпания «Аврора». Аналогичное решение приняли ранее S7 и «Уральские авиалинии»
Читать на полной версии«Аэрофлот» объявил о приостановке с 8 марта зарубежных рейсов по всем направлениям, кроме Минска. Крупнейшая национальная авиакомпания объяснила это решение дополнительными обстоятельствами, которые препятствуют выполнению полетов. Отменили рейсы в другие страны и авиакомпании «Россия» и «Аврора». Чуть позже об отмене международных рейсов с 8 марта и до конца зимнего расписания сообщил лоукостер «Победа», входящий в группу «Аэрофлот».
Чтобы улететь из России или, наоборот, вернуться в нашу страну, теперь придется покупать билеты иностранных авиакомпаний. Тех, которые еще сюда летают. Варианты есть, но выбор совсем небольшой, поскольку Россия закрыла небо для американских, британских и европейских самолетов в ответ на аналогичные действия США, ЕС и Великобритании.
Для россиян, оказавшихся за границей, это означает дополнительные и весьма немалые расходы. Вот что сказал Business FM президент компании «Турком» Олег Белотелов, находящийся сейчас в Турции и планировавший вернуться в Россию в конце марта:
Большинство авиакомпаний мира, в том числе российские, летают на самолетах, взятых в лизинг. Исключения есть, но их крайне мало. Так, чартерная компания Azur Air на этой неделе сообщила о продолжении полетов во Вьетнам, на Мальдивы, в Турцию, Египет и Эмираты. У этого перевозчика есть несколько самолетов с российской регистрацией. Все они находятся в собственности Azur Аir. Но вечером 5 марта и она предупредила о временной приостановке рейсов за рубеж, сославшись на соответствующие рекомендации Росавиации. Аналогично поступили Nord Wind и Pegas Fly.
По данным международной консалтинговой компании Cirium, из почти тысячи самолетов российских перевозчиков 515 принадлежат иностранным лизингодателям. Их стоимость оценивается в 10 млрд долларов, и примерно половина этой суммы приходится на европейские компании. Точных данных о количестве самолетов, принадлежащих европейцам, нет. Но понятно, что счет идет на сотни. И эти самолеты из-за санкций ЕС должны быть отозваны. Это и есть основная причина задержаний и арестов лайнеров за рубежом. Но не единственная.
Есть еще и проблемы со страхованием воздушных судов, отмечает авиаюрист Алексей Елтунов:
Алексей Елтунов авиаюрист «Если воздушное судно зарегистрировано в иностранном государстве и находится в лизинге, то, скорее всего, договор о страховании заключен с иностранной компанией. И опять же, иностранная компания, возможно, расторгает в одностороннем порядке договор о страховании. На основании чего, тут тоже нужно разбираться, это же опять взаимоотношения двух субъектов права. Если он в одностороннем порядке расторгается, тогда должны быть какие-то санкции к этой страховой компании, возможно, нужно найти какие-то альтернативные способы страхования этого воздушного судна. Я понимаю, что санкции ввели, страховые начали отказываться. И если бы они отказывали в заключении новых договоров, я бы еще понял, если бы лизинговые компании отказывали в заключении новых договоров лизинга на новые воздушные суда, я бы тоже понял. А вот когда происходит так, что действующие договоры, заключенные пять-три года назад, разрываются, для меня это непонятно, это недобросовестное поведение».
Большинство пассажирских самолетов России зарегистрировано на Бермудах — это заморская территория Великобритании. Так сложилось исторически, это было удобно иностранным лизингодателям. Чуть больше двух лет назад глава российского МИД Сергей Лавров предложил разорвать договор о регистрации самолетов на Бермудах, но до этого пока дело не дошло.
В Минтрансе считают, что перерегистрация самолетов в России позволит снять часть проблем. Возможности для этого есть. Продолжает главред портала Avia.ru Роман Гусаров:
Минтранс уже подготовил законопроект, согласно которому срок регистрации в России воздушных судов сократится с месяца до десяти дней. И он, скорее всего, будет оперативно принят. Какое-то время потребуется на перерегистрацию самих самолетов российских авиакомпаний. И есть надежда, что к апрелю этот процесс будет завершен. Означает ли это, что со следующего месяца российские авиакомпании снова смогут летать за границу — вопрос открытый.