Обновлено в 22:40

Завершился второй раунд переговоров России и Украины. Встреча прошла в четверг, 3 марта, на территории Белоруссии в окрестностях Беловежской Пущи. Как сообщил глава российской делегации Владимир Мединский, Россия и Украина подробно обсудили гуманитарные и военные вопросы, а также будущее политическое урегулирование.

В частности, Москва и Киев согласовали создание гуманитарных коридоров для выхода населения и возможность временного прекращения огня:

«Позиции абсолютно ясные, они записаны по пунктам. По части из них удалось найти взаимопонимание, но главный вопрос, который решили сегодня, — это вопрос спасения людей, гражданских лиц, которые оказались в зоне военных столкновений, поэтому стороны — представители Министерства обороны РФ и Министерства обороны Украины — договорились о формате режима поддержания гуманитарных коридоров для выхода гражданского населения, возможном временном прекращении боевых действий в секторе гуманитарного коридора на период выхода гражданского населения. Я считаю, что это существенный прогресс».

В офисе генсека ООН уже заявили, что организация будет приветствовать любое позитивное решение по гуманитарным коридорам на Украине. Третий раунд переговоров пройдет в ближайшие дни, сообщил член российской делегации, глава думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий.

По его словам, договоренности с Украиной могут потребовать «парламентских усилий, включая ратификацию». Представители Киева об этом не упоминали и описали итоги несколько менее оптимистично.

В офисе Владимира Зеленского сообщили, что украинская сторона не получила результатов, на которые рассчитывала. Официальное коммюнике сторон зачитал советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк:

«Официально могу сказать следующее: стороны достигли понимания о совместном обеспечении гуманитарных коридоров для эвакуации мирного гражданского населения, а также для доставки медикаментов и продуктов питания в места наиболее ожесточенных боев с возможностью, подчеркиваю, с возможностью временного прекращения огня на период, когда будет осуществляться эвакуация в секторах, где она проводится, то есть не везде, а только в тех местах, где будут находиться собственно сами гуманитарные коридоры, возможно, будет прекращение огня на время проведения эвакуации. С этой целью в самое ближайшее время будут организованы специальные каналы связи и взаимодействия, и будут сформированы соответствующие логистические процедуры. Спасибо большое, я думаю, что мы продолжим дальше обсуждение всего блока вопросов».

Советник главы офиса Владимира Зеленского ранее заявлял, что на повестке переговоров — прекращение огня, перемирие, открытие гуманитарных коридоров для эвакуации.

Переговоры в Белоруссии проходили на фоне заседания Совета безопасности России, на котором выступил Владимир Путин. Президент заявил, что «специальная военная операция идет строго по плану, все поставленные задачи решаются». Путин по-прежнему считает русских и украинцев одним народом, а ход боевых действий на Украине, по его мнению, показывает, что Россия воюет именно с неонацистами. По словам российского лидера, в ходе операции на Украине российские солдаты и офицеры действуют мужественно, как настоящие герои.

Семьям погибших выплатят единовременное пособие в размере 7 млн 421 тысячи рублей. В четверг президент установил дополнительную выплату в 5 млн рублей семьям военных, погибших на Украине, а раненым — по 3 млн рублей.

В конце выступления президент объявил минуту молчания:

«Наш народ гордится своими Вооруженными силами, мы будем всегда помнить наших павших боевых товарищей. Сделаем все, чтобы поддержать их семьи, их детей, дать им образование, поддержать родных и близких. Прошу почтить память наших воинов, погибших при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции на Украине».

Ранее Владимир Путин провел телефонный разговор с французским коллегой Эммануэлем Макроном. Российский президент подробно изложил принципиальные подходы и условия в контексте переговоров с представителями Киева, говорится в сообщении Кремля.

Путин заверил Макрона, что в ходе спецоперации, которая идет по плану, российские военные делают все возможное для сохранения жизни мирных граждан.

Российский лидер также сказал, что при спецоперации Россия намерена продолжить «бескомпромиссную борьбу с боевиками националистических вооруженных формирований». А попытки выиграть время путем затягивания переговоров приведут лишь к появлению новых требований к Киеву.

Когда переговоры в Беловежской Пуще уже начались, появилось заявление Владимира Зеленского. Выступая на пресс-конференции, украинский лидер напрямую обратился к Владимиру Путину с предложением о личных контактах. Как выразился Зеленский, он «сосед» российского лидера, и с ним можно разговаривать лично:

«Уйди с нашей земли! Не хочешь сейчас уйти, сядь со мной за стол переговоров. Я свободен. Мы никому не угрожаем. Мы не террористы, мы не захватываем банки и не захватываем чужие земли!»

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков высказал мнение, что украинская делегация затягивает переговоры:

— Как вы знаете, вчера вечером уже наша делегация была на месте. Она ожидала украинских переговорщиков вчера вечером, ожидала их ночью, ожидала их утром, ожидает, честно говоря, до сих пор. Как вы знаете, переговоры не начались. Украинские переговорщики явно не спешат, но будем надеяться, что они все-таки сегодня доедут.

— Считают ли в Кремле, что украинская сторона просто затягивает время и намерена затягивать переговоры?

— У нас есть основания так полагать.

— С чем это может быть связано, нет никаких предположений?

— Безусловно, предположения есть, мы не хотели бы о них говорить, но очевидным остается один факт: украинская сторона не спешит с переговорами.

Если у Украины есть желание договариваться с Россией, то Москва к этому готова, заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова.

Рубль отреагировал небольшим укреплением на новость о начале второго раунда переговоров России и Украины. В моменте курс доллара опускался к 106 рублям, евро был ниже 118 рублей.

Второй раунд переговоров в Белоруссии и заявления российского и украинского лидеров анализирует политолог Георгий Бовт:

— Пока мы не увидим того, что эти гуманитарные коридоры обеспечены и прекращение огня состоялось, я бы ни за что не поручился. Мединский, надо отдать ему должное, делает довольно взвешенные заявления после переговоров, несмотря на то что позиции сторон остаются в значительной степени непримиримыми. Украинская сторона, кстати, и по поводу гуманитарных коридоров, и по поводу прекращения огня говорит в гипотетической плоскости: может быть, а может и не быть. Поэтому надо дождаться, пока это все случится. Хорошо, что договорились хотя бы о третьем раунде переговоров, но пока, судя из заявлений украинского президента, Киев не особенно настроен идти на какие-то сущностные соглашения с Россией.

— То есть кроме гуманитарных коридоров и временного прекращения огня они пока ни на что не готовы?

— Да, кроме гуманитарных коридоров и временного прекращения, может быть, еще какой-то состоится обмен ранеными, они больше ни на что идти не хотят. Более того, если еще несколько дней назад звучали какие-то предложения о готовности и на нейтральный статус, и еще на что-то, то сегодня Киев ведет себя, со стороны так кажется, или делает вид, более уверенно и явно намерен продолжать сопротивление. Киев говорит о том, что неприемлемы никакие территориальные уступки, это значит, что и требование России признать Крым не признается в качестве значимого, и так далее. Ясно, что Зеленский чувствует за собой массированную поддержку Запада и надеется, что своими беспрецедентными санкционными ударами по экономике России он сравняет эту экономику с землей, пока он будет сопротивляться Российской армии на самой Украине даже ценой больших потерь.

— Как можно расценить заявление Слуцкого о том, что достигнутые Россией и Украиной договоренности будут закреплены на высшем уровне, то есть потребуют дополнительной ратификации?

— Мне кажется, что господин Слуцкий забежал далеко впереди паровоза, который еще даже не собирается останавливаться. Я сегодня видел выступление Владимира Путина на Совете безопасности, он не похож на человека, который остановится сейчас, и тем более на фоне его очень проникновенной речи о понесенных потерях. Он сказал, что операция идет по плану.

— Что-то еще особо следует выделить из сегодняшних заявлений Путина на Совбезе? Вообще, какая-то трансформация позиции Москвы наблюдается или мы на прежней позиции стоим?

— Я не вижу особой трансформации Москвы в публичных заявлениях, поскольку об этих позициях публично ничего не говорилось. Говорилось публично лишь о героических подвигах российских солдат на Украине.

— Ну и о намерении продолжать бескомпромиссную борьбу с националистами.

— Да, именно бескомпромиссную, именно с националистами, больше мы там ни с кем не сражаемся, по словам российского президента. В то же время после разговора с Макроном у меня создалось впечатление, что это, может быть, последний разговор с Макроном на какое-то длительное время. И из этого разговора следует понять, что могут быть именно новые требования к Киеву, и эти новые требования могут подразумевать уже, что договоренности по выдвинутым требованиям России изначально: это признание ЛНР, ДНР, Крыма, разоружение и нейтральный статус — уже придется согласовывать не с Зеленским. Мне кажется, что ставка уже на это.

— Были реплики Зеленского о личных контактах, о готовности встретиться с Владимиром Путиным. Это риторика? Или прямые переговоры действительно могут стать реальностью?

— Зеленский продолжает играть ту роль, которую ему сейчас выдали на мировой сцене, это главная роль на мировой сцене, он ее играет вполне в силу своих способностей. Вот в такой форме, в какой это предлагается российскому лидеру, мне с трудом представляется, что это может получить положительный ответ.

Тем временем заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что США готовы вести переговоры, если Владимир Путин готов вывести войска из Украины. Если Путин захочет поговорить с Джо Байденом, американский президент не откажется поднять трубку, заявила Нуланд.

В свою очередь директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин считает, что чем успешнее развивается спецоперация на Украине, тем сильнее становится истерика у США и других стран НАТО:

«Нейтральный статус Украины имеет критическое значе­ние для России. Это минимальный территориальный барьер, не­обходимый нашей стране для отражения атак с Запада. Это пре­красно понимают американские и натовские эксперты, и именно поэтому они так плотно взялись за Украину в ситуации, когда Россия бросила вызов слабеющей американской гегемонии».

Будущее Украины определят сами украинцы, но это будет уже совсем другая Украина, заявил глава СВР.