FT: в Европе уже не хотят покупать российскую нефть, хотя эмбарго на нее пока не было
По словам газеты Financial Times, нехватка углеводородов на рынке привела к их масштабному подорожанию. В среду в ходе торгов стоимость барреля Brent превысила 110 долларов
Читать на полной версииЕвропейские энергетические группы избегают покупать российскую нефть, сообщает Financial Times, отмечая, что сложности с продажами российских углеводородов стали причиной резкого роста цен на нефть.
Как пишет британская газета, крупнейшие покупатели европейского сырья фактически сами ввели санкции на российское сырье, и от сделок отказываются иностранные НПЗ, банки и судовладельцы.
FT также приводит данные, по которым 70% российской нефти не может найти покупателей. Действительно ли компании, ранее закупавшие российскую нефть, взяли паузу? Вот мнение независимого эксперта Дмитрия Лютягина:
Дмитрий Лютягин независимый эксперт «Я думаю, что, наверное, дело обстоит так: все, что сейчас связано с РФ, в некой степени токсично с точки зрения активов и сырья, в том числе для западной коалиции, которая в основном и покупала наши товары и наше сырье. Но здесь нужно еще тоже для себя отметить, что есть и опасения у западных компаний, у трейдеров в работе с российскими поставщиками именно в части возможности проведения транзакций и оплат, потому что то, что мы сегодня имеем, — это некая финансовая ковровая бомбардировка, которая лишает многих трейдеров и компании возможности взаимодействовать на привычном финансовом базисе, связанном именно с оплатой за поставленное сырье, товары, которые идут из Российской Федерации. Естественно, все опасаются именно возможности того, что эти транзакции будут соответствующими банками, которые проводят эти операции через себя, заморожены до какого-то момента разъяснения ситуации и в целом нормализации. Поэтому, чтобы эти риски у компаний-трейдеров или покупателей были снижены, они в первую очередь смотрят на то, чтобы найти источники менее рисковых активов, даже с учетом того, что они будут платить премию за те товары, которые они раньше покупали в России, а теперь им нужно искать альтернативу».
В среду в ходе торгов стоимость барреля Brent превысила 110 долларов. FT также пишет, что продавцы российской нефти столкнулись с проблемой получения аккредитивов, то есть банковских гарантий получения денег.
Вероятно, покупатели российской нефти сейчас стараются обезопасить сделки от возможных санкций, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Эту фразу о том, что трейдеры не притрагиваются к российской нефти, я читаю уже буквально двое с половиной суток и на Bloomberg, и на FT, и авторы этих изданий в своих собственных блогах, в Twitter об этом пишут уже пару суток. На самом деле речь идет о приспособлении трейдеров к новым реалиям. Банально есть необходимость изучить новую юридическую базу, которая ограничивает расчеты с Россией, чтобы внезапно не попасть под раздачу, просто проведя платеж с неправильным идентификатором. Условно говоря, расчеты по энергетике разрешены, но сделаете какой-нибудь неправильный шаг и попадете под санкции. Поэтому трейдеры пока что адаптируются к этой реальности, а другие трейдеры, которые нефть и газ продают, пользуются этой обстановкой, да еще и фразами, которые звучат со стороны западных политиков про тотальную экономическую финансовую войну с Россией, это все вызывает дополнительный рост цен. Мой прогноз заключается в том, что, если в настоящее время торговое эмбарго объявлено не будет, то трейдеры найдут способ торговать российской нефтью, российскими металлами, и ситуация более или менее стабилизируется. Если мы обсуждаем сценарий торгового эмбарго, то здесь совершенно другая история, иранский опыт обхода санкций, переключение на другие рынки. Это не произойдет быстро, придется ограничивать производство и нефти, и газа, и выработку металлов, но сценарий торгового эмбарго — пока что экстраординарная версия, сейчас всякая вещь может произойти, будем на них тоже внимательно смотреть, но пока этого нет. Могу еще привести пример: Великобритания запретила вход российских судов. Великобритания покупает российский газ с «Ямала СПГ» — означает ли это, что можно или нельзя принимать судно, которое этот газ везет? Там сидят юристы сейчас, это решают, наверное, чтобы минимизировать риски, они сделают так, чтобы газ с «Ямала СПГ» привез танкер, который формально ходит не под российским флагом, это, кстати, все формальности в судоходстве. Чтобы эту сделку переписать, тоже нужно время, поэтому тормозятся сделки».
А тем временем пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что США открыты для введения санкций против нефтегазового сектора, но сначала нужно все взвесить и понять, каковы могут быть последствия.