Переход на ТИМ: сдюжим ли сами?
Тема импортозамещения в сфере информационных технологий и программного обеспечения для России совсем не нова, и звучать она начала даже не в 2014 году после введения санкций, а гораздо раньше. Но сегодня, конечно, тональность этого звучания изменилась кардинально, в том числе и для рынка недвижимости
Читать на полной версииРоссийские амбиции в сфере технологий информационного моделирования (ТИМ), без преувеличения, огромны: с 1 января 2022 года формирование и ведение информационной модели стало обязательным практически для всех объектов, которые проектируются, строятся и реконструируются за бюджетные деньги, а затем все застройщики, работающие в сегменте долевого строительства, обязаны с 1 января 2023 года перейти на ТИМ на стадии проектно-изыскательских работ, а с 1 июля 2023 года — на стадии строительно-монтажных работ. И вот теперь эти планы столкнулись с серьезными технологическими санкциями со стороны западных компаний.
Дальше только один вопрос: способны ли отечественные разработчики программных продуктов в сфере ТИМ полностью (а сегодня вопрос, видимо, стоит именно так — полностью) заместить европейских и американских коллег с их разработками? Председатель комиссии по цифровизации строительной отрасли общественного совета при Минстрое, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов свою позицию называет сдержанно оптимистичной.
Михаил Викторов председатель комиссии по цифровизации строительной отрасли общественного совета при Минстрое, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) «Проблема импортозамещения в сфере программного обеспечения поднималась давно и абсолютно обоснованно. И вот наступает «час Х» для оценки действий различных структур и госкорпораций в продвижении этого вопроса. Кто хотел, тот готовился, кому и так было удобно, тот ждал. За последние несколько лет ряд структур уже попадали под санкции; они подстраивались, меняли ПО, дорабатывали и продолжали спокойно работать. Отмечу, что потенциал российских разработчиков достаточно высок, кроме того, мы, скорее всего, будем отсечены от новых версий зарубежного ПО, но все то, что работало последние годы, продолжит работать, и это основа определенной технологической стабильности в среднесрочной перспективе. Надо будет дорабатывать наши BIM-аналоги, и такие есть — та же система Renga, платформа nanoCAD, ряд других. Есть хорошие программы, которые еще ждут массового внедрения в области технологий информационного моделирования: они уже обкатаны в системе водоканала, в подведомственных учреждениях Минстроя и вполне адекватны, особенно с учетом их ценового коридора, для заказчиков всех уровней — от муниципального до федерального. Да, отношение у потребителей разное: кто-то вполне доволен этими разработками, кто-то говорит, что западные варианты лучше с точки зрения сервисов, плагинов. Но, в конце концов, работоспособные платформы у нас есть, и, может быть, сейчас ускорится их доработка под нужды массовых заказчиков, в том числе и крупных. Поэтому я бы говорил о сдержанном оптимизме, для реализации которого надо приложить усилия в краткосрочном периоде».
Согласно статистике Минстроя, на конец декабря прошлого года в списке российского программного обеспечения для BIM-проектирования, включенном в Единый реестр российских программ, значилось более 50 решений, причем список этот постоянно пополняется. А вот некоторые из данных, которые прозвучали в рамках сессии «Отечественное программное обеспечение для формирования и ведения информационных моделей» в ходе BIM-форума, состоявшегося в начале декабря 2021 года.
Как рассказал в своем выступлении руководитель направления «Методология и стандарты цифрового строительства» «Дом.РФ» Станислав Лухнев, компания провела анализ российских предложений на уникальность и пригодность для ведения информационной модели. Анализ показал, что такой инструмент, как просмотрщик (viewer) для открытия 3D-моделей, присутствует во всех отечественных ПО, кроме BIMdisk. Популярный AFC-формат напрямую не получилось открыть в Assistant build и Bimtangl, а чтобы открыть его в 1С:Bim 6D, файл пришлось прогнать через BIM-платформу Renga. Функционал управления статусами и доступами проработан во всех ПО, а функционал по проверке модели на коллизии присутствуют в программах CADlib, S-Info, Pilot-Bim, тогда как в Ingipro только ведется разработка. Также в «Дом.РФ» заметили отсутствие в едином реестре отечественного ПО таких продуктов, как IYNO, BIMdisk.
Согласно опросу компании «1С», проведенному среди заказчиков, зарубежное программное обеспечение для ТИМ используют 71% компаний и лишь 19% — отечественное. В то же время 16% опрошенных собираются внедрять зарубежное ПО, а 23% — отечественное (впрочем, сегодня процентное соотношение этих намерений очевидно неактуально, поскольку многие планы придется пересмотреть).
По словам директора по ERP-решениям «1С» Алексея Нестерова, выбор ПО далеко не главный затык, и только 37% респондентов заявили, что обнаружили недостатки в представленном на рынке программном обеспечении. Есть проблемы посерьезнее: по 68% голосов набрали сложность самостоятельного внедрения ТИМ и высокая стоимость услуг консультантов, неподготовленность заказчиков, инвесторов и других контрагентов к взаимодействию с использованием информационной модели; на большие финансовые расходы на приобретение оборудования и ПО пожаловались 85% опрошенных. А лидером, или, наверное, правильнее сказать — антилидером, стала нехватка квалифицированных кадров, о которой сказали 94% участников опроса.
О кадрах, финансовых затратах и сложностях самостоятельного внедрения в другой раз. Сейчас — только о мнении разработчиков ПО: надо ли нам пересматривать ТИМ-планы? Сможем ли мы при их полномасштабной реализации обойтись исключительно своими силами? Общая тональность ответов профессионалов и содержащаяся в них конкретика настраивает на положительный ответ.
Максим Нечипоренко, заместитель генерального директора компании Renga Software
«Российские разработчики программных продуктов в области BIM-решений, как, например, наша компания, занимались разработкой ПО, не отталкиваясь от целей недопустимости зарубежных продуктов, а исходя из запросов и потребностей заказчиков. И даже те компании, которые не попали под санкции, стали выбирать отечественное ПО, поскольку качество продукта было сопоставимо. Сегодня существует около 40 компаний, которые занимаются разработкой в области BIM. Но это разные уровни разработчиков и разные уровни продуктов. Кто-то решает сугубо узкую задачу расчетов строительных конструкций и, надо сказать, делает это качественно и давно: их наукоемкая работа насчитывает около 30 лет. А есть компании, которые комплексно подходят к задачам проектирования и управления жизненным циклом объекта капитального строительства (например, компании АСКОН, 1С, Renga Software). Здесь программой предусматриваются этапы экспертных оценок, получение сметных расчетов, контроль за ходом строительства, доведение объектов до эксплуатации и так далее. Важно сказать, что ни один высокотехнологичный продукт невозможно создать быстро. Для его появления необходимо запустить исследование, собрать команду аналитиков и разработчиков, поэтому многие продукты зародились еще задолго до санкций. Например, история нашего решения началась в 2009 году, а старт проекта произошел в 2011 году. Большое заблуждение считать, что мы отстаем в разработках от наших западных коллег. У нас есть хорошо подготовленные специалисты, и многие иностранные компании разрабатывают свои решения в России. Например, Altium Designer — международный лидер ПО для проектирования печатных плат, часть команды разработки находится в Санкт-Петербурге. Другой пример — продукт Synchro, цифровая технология, задающая развитие строительства от традиционного 2D-планирования к эффективному 4D-визуальному планированию и виртуальному проекту производства работ, и опять команда разработки находится в России. А еще большое количество аутсорсинговых разработческих компаний пишут части программ в России, а затем отдают зарубежным компаниям. Между тем далеко не все программные продукты имеют российские аналоги, а санкции между тем нарастают. Наша компания стремится минимизировать риски пользователей, а с учетом непростой международной обстановки стала работать над запуском Renga под операционной системой Linux. Сейчас мы можем говорить, что работоспособность подтверждена, наш продукт работает под ОС Linux. Есть некоторые моменты, которые нужно отрабатывать, и мы продолжим в этом направлении двигаться».
Анастасия Остапенкова, руководитель по развитию бизнеса компании Genpro
«IT-разработки — это одна из тех отраслей, которая на сегодняшний день максимально требует взаимодействия в мировом пространстве технологий. Безусловно, есть лидеры, есть приверженцы того или иного софта. Зарубежные компании более успешны в продвижении своих продуктов, но это не значит, что у нас нет достойных отечественных разработок. Как правило, проектировщик работает с разными IT-продуктами на разных этапах создания проекта. В РФ есть программные продукты, которые конкурентоспособны на мировом рынке IT, они полностью покрывают требования нормативной базы, где-то чуть хуже, где-то чуть лучше удовлетворяют потребности потребителя. Наша компания также создает собственные плагины, когда в процессе работы мы сталкиваемся с недостатком функций тех или иных существующих программ. Отечественные разработки не так широко распространены по сравнению с зарубежными в данный момент, однако тенденция по более широкому применению и охвату наблюдается несколько лет. Возникает все больше площадок, где можно обменяться опытом и узнать актуальные тренды в отечественных разработках, — это и сообщество НОТИМ, и Build Up «Сколково». Так, например, Mastermind по созданию мастер-плана от Genpro стал победителем Build Up «Сколково» в этом году и выбран в качестве пилота девелоперской компанией «Галс» для разработки одного из новых участков. Мы сейчас активно работаем с девелопером над этим проектом».
Дмитрий Демин, директор дивизиона BIM компании АСКОН
«Российские разработчики готовы заменить зарубежное ПО. В случае АСКОН мы можем говорить как о конструкторско-технологической подготовке производства и решениях для управления жизненным циклом изделия, так и о BIM-инструментах для проектирования зданий и среде общих данных BIM-проектов для автоматического формирования и коллективной экспертизы консолидированной модели с элементами цифрового строительного контроля и надзора. С помощью этих решений уже построены стадионы, аэропорты, жилые дома, детские сады и многое другое. Отмечу, что для наших заказчиков из сферы строительства вопрос импортозамещения при выборе IT-инструментов никогда не был определяющим: нас выбирают, потому что мы решаем задачи конкретной компании. Сегодня дело не только в возможных проблемах с поставками от зарубежных BIM-разработчиков. Например, из-за санкционных ограничений Microsoft перестанет поставлять Windows части компаний, а подавляющее большинство BIM-решений работают только с этой операционной системой. Если говорить о заказчиках из промышленности, где вопрос импортозамещения актуален давно, то у АСКОН есть опыт развертывания наших решений на ОС Astra Linux под управлением отечественной СУБД Postgres Pro, опыт обеспечения работы системы проектирования в ОС «Альт» и Astra Linux без потери функциональности и скорости работы САПР. Мы готовим для перевода на Linux и наши BIM-решения. Система Pilot-ICE для управления проектными данными и Pilot-BIM, среда общих данных BIM-проектов для автоматического формирования и коллективной экспертизы консолидированной модели, состоят из нескольких компонентов. Мы реализуем стратегию поэтапного перевода компонентов на Linux, часть компонентов уже может работать на Linux, включая отечественную Astra Linux. В 2015 году мы реализовали базовый серверный компонент Pilot-Server для Linux, в 2021 году выпущен серверный компонент полнотекстового поиска Pilot-TextSearch для Linux, сейчас ведутся работы по выпуску в 2022 году Pilot-BIM-Server для Linux. Это позволяет пользователям Pilot частично или полностью перевести серверную инфраструктуру на Linux. По клиентской части мы прорабатываем варианты запуска на Linux как с использованием решений на базе Wine, так и браузерный вариант работы (Web)».
До недавнего времени определенная часть пользователей BIM-решений не испытывала каких-либо ограничений со стороны зарубежных поставщиков ПО: если санкции и вводились, то они их не касались. «Сейчас же многие компании будут вынуждены оперативно искать альтернативы на рынке программного обеспечения. Возможно, организации, которые не попали под ограничения и им не отказали зарубежные поставщики, оперативно начнут закупать ПО, чтобы продолжить работать в привычной экосистеме. Но большинство продуктов зарубежного производства распространяются по временным лицензиям, то есть подпискам. Через некоторое время лицензии закончатся, и может так случиться, что новые купить будет невозможно», — прогнозирует Максим Нечипоренко. По мнению эксперта, искать и рассматривать альтернативы придется все равно, благо они на российском рынке BIM-решений есть.
Что же касается самих российских разработчиков программных продуктов, то они, хотя и с осторожностью, строят планы на будущее. «Очевидно, что мы столкнемся с новыми вызовами. Но есть надежда, что появятся дополнительные вложения и инвестиции в российские разработки и технологии. Время покажет», — резюмирует Максим Нечипоренко.