Что в свете введения санкций против России происходит с грузоперевозками?
Пока границы работают в штатном режиме, машины их как проходили, так и проходят. Авиасообщение работает в усеченном формате через компании, которые не закрывали небо для российских перевозчиков
Читать на полной версииТоп-3 морские линии отказали в обслуживании трафика и перевозке грузов в Россию. При этом дальневосточные порты продолжают работать. Проблем много. Некоторые фабрики уже не отгружают перевозчикам товары. А импортеры товар ждут. Business FM поговорила с представителями логистической отрасли:
Член правления СТМЛК (Ассоциация руководителей высшего звена и собственников логистического бизнеса), владелец ООО «Вендор Карго» Екатерина Лазуткина
«Ограничений по машинам, по пропускам, я имею в виду в номерах машин, ничего нет. Осталась задержка на границах на экспорт, в обратную сторону, то, что из Белоруссии проходят машины, именно на белорусской границе плюс литовской. Тут, к сожалению, еще очереди остались, они большие, и машины проходят очень медленно, в день где-то по километру всего лишь, а очередь там на десять километров. Есть маленькие печальные истории, когда вредят автомобилям, некоторые водители боятся ехать, и у нас нехватка автомобилей, в том числе из-за этого происходит. Многие перевозчики не едут или отказывают в загрузках, просят полную предоплату, особенно это касается иностранных перевозчиков. Они боятся, что они не увидят от нас денег, оплаты в связи с тем, что у нас либо много банков, которые попали под санкции, мы не можем деньги туда отправлять, либо с отключением SWIFT. Просят либо предоплату, либо вообще отказываются везти. По поводу неотгрузок. Самая плачевная сейчас у нас ситуация, ЕС опубликовал список товаров, которые попали под санкции, двойного назначения. То есть когда машина поступает на загрузку, фабрика говорит: ребята, мы не можем вам отгрузить этот товар, потому что он попал в санкционный список. Что туда попало? Практически все оборудование, комплектующие, запчасти, технологическое оборудование, вплоть до мелочей: клапаны, фильтры. Мы сейчас не можем вывозить, и фабрики не могут отгружать их, пока не получат разрешение от Торгово-промышленной палаты своей страны, чтобы та разрешила им вывоз».
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло
«За последние двое суток мы получили порядка семи уведомлений от разных линий. Крупнейшие морские перевозчики. О том, что они приостанавливают прием букингов на перевозку грузов в и из России. Вчера получили уведомление от трех портов Гамбурга, Антверпена и Роттердама, что они принимают все меры в отношении грузов, которые должны идти в Россию, и отказываются их загружать. И порты, и линии действуют пока не в соответствии с санкциями, потому что санкции в отношении перемещаемых грузов не приняты ЕС, они уже действуют на опережение. Европейская таможня взяла санкции на отправку товаров двойного назначения в сторону Европы — это товарные группы. Проблема заключается в том, что сейчас в ситуации паники они даже не смотрят на описание самого груза, они видят товарную номенклатуру и вводят дополнительные меры таможенного контроля в виде досмотров или запретов на отправку. Хотя в этих группах находится огромное количество товаров, которые вообще не подпадают под санкции».
Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов:
«Тренд, который наблюдался до Нового года, когда половина перевозчиков становятся сейчас рынком заказчика. Ставки пошли вниз. На выезд из Европы очередей практически нет, увеличились очереди на въезд в Европу. Более жесткий контроль со стороны пограничных служб европейских стран. Могу сказать, что тарифы на транспорт из Европы сейчас будут падать, это единственная ложка меда в этой бочке дегтя. Автопром остановился, многие немецкие компании остановили отгрузки в Россию. Самая большая причина — это непонимание, что будет дальше. На этом фоне, естественно, освобождается большой парк транспортных средств, который необходимо загружать, в том числе европейских перевозчиков, польских, прибалтийских. По большей части сейчас ездить польскими, прибалтийскими перевозчиками, потому что случаи вандализма, направленного в сторону российских и белорусских перевозчиков на территории Европы, стали учащаться. Шины порезали, стекла побили, оскорбили. Пока это точечно, частные случаи».
Еще одна сложность — вышел указ президента об обязательной продаже иностранной валюты в размере 80%. Для экспедиторов это очень плохая новость. Они не экспортеры, которые получают выручку и могут ее продать. Валютную выручку они сразу отправляют партнерам за границу. Поэтому пока они в подвешенном состоянии.
Что касается инцидентов, у белорусских дальнобойщиков на территории Украины отобрали пять груженных товаром фур. Отнятое имущество оценивается в 200 тысяч евро, сообщили в Следственном комитете Белоруссии. МИД Белоруссии опроверг информацию об убийстве двух водителей толпой украинцев в Болонье.