Россиянам придется меньше летать — и за границу, и по стране
Чем грозит обычным гражданам закрытие воздушного пространства ряда стран для российских самолетов и запрет на лизинг и обслуживание самолетов западных корпораций?
Читать на полной версииГлава Еврокомиссии Урслула фон дер Ляйен уже объявила, что воздушное пространство ЕС закрывается для российских самолетов:
В ответ Россия зеркально перекрывает свое воздушное пространство для этих стран — ЕС плюс Великобритания. Особая ситуация сложилась с Калининградом. В Росавиации заявили, что в этот эксклав самолеты летают в штатном режиме. Однако после решения о закрытии пространства Литвой авиакомпаниям приходится использовать воздушные трассы над нейтральными водами Балтики. Поэтому полет до Москвы, например, занимает в два раза больше времени. В такой ситуации все туристические поездки в Европу придется аннулировать, считает гендиректор туроператора Space Travel Артур Мурадян:
Артур Мурадян гендиректор туроператора Space Travel «Безусловно, туры и запросы есть, в частности это Кипр сейчас уже начинался, были отдельные туры в Венгрию. Естественно, сейчас данные туры будут аннулироваться, и здесь вопрос встает, как оперативно смогут поставщики вернуть операторам деньги с учетом перспективы отключения SWIFT. Это для партнеров тоже будет большой проблемой. Так или иначе можно констатировать, что туризм в европейскую часть впадает в кому и перспективы остаются крайне туманные. Надеемся, что все-таки ограничения не коснутся Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, которая сейчас открывается. Люди наблюдают за ситуацией, то есть какой-то паники нет. Больше скажу, есть клиенты, которые завтра планируют лететь в Испанию, у них все еще пока статус рейса подтвержден, но уже для них прорабатываются альтернативные маршруты через Стамбул, как пример первый, или через Дубай, тоже эти варианты пока остаются открытыми. Надо четко понимать, те, кто ехали просто с туристическими целями, для них в принципе все понятно и они поездки будут отменять, требовать возврата денег. С учетом постковидной эпохи туризма, когда никто не работал на постоплате, сейчас 70-80% туров по факту предоплачены. А те, кто по работе или по иным целям, у тех задача попасть, и здесь первое переживание — это перспектива аннуляции действующих шенгенских виз, вот это более страшно, чем запрет на перемещение российских самолетов через воздушное пространство Евросоюза».
По словам участников рынка, в последнее время страны ЕС и так не пользовались популярностью у туристов из-за коронавирусных ограничений, к тому же сейчас не сезон. Но летом россияне традиционно выбирают для отдыха, помимо Турции, такие зарубежные направления, как Греция и Кипр. И в этом контексте закрытие воздушного пространства всего ЕС вызывает опасения, говорит основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:
Дмитрий Арутюнов основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» «Из перечисленных стран пока такого большого интереса у нас к этим странам мы не видим в силу того, что, во-первых, там существуют ограничения все равно еще по рейсам, по прививкам, конечно, пока они еще не входят в топ направлений россиян в Европе. Учитывая специфику сезона, сейчас больше народ едет куда-нибудь на Ближний Восток, острова Индийского океана и в открывшиеся частично страны Азии, это такие, как Шри-Ланка, Таиланд, Бали, в ближайшие буквально дни должны начать принимать активно российских туристов. К Европе интерес больше связан с деловыми поездками, не туристическими пока. Немножко переживаем по поводу Греции, потому что Греция в принципе должна была открыться по весне, пока греческое консульство заявило, что где-то только с марта начнет выдачу виз, ну, в общем, ждем. А так, конечно, самое неприятное, что может произойти, это закрытое небо над Европой. И даже в те страны, которые решат принимать россиян, нельзя будет долететь. А те направления, которые мы помним по предыдущему лету, это была Турция, естественно, Греция и Кипр, частично, может быть, Черногория, Хорватия, но там довольно-таки небольшая такая гостиничная база. В Грецию, конечно, лететь как-то по-другому, через Турцию, например, если европейское воздушное пространство будет закрыто, это, конечно, не очень здорово. Ну и потом Греция является членом ЕС, в общем, в принципе, несмотря, наверное, на симпатии к России, я думаю, она будет вынуждена соблюдать ограничения, которые будут выписываться ЕС».
Неприятным знаком стало и то, что свое небо закрыла для России и Канада. То есть кроме Европы могут последовать авиасанкции и со стороны других стран. Кроме того, власти ЕС уже запретили лизинг и поставки самолетов, вертолетов и другой авиатехники и запчастей для нее в Россию. Это нанесет серьезный удар по авиационной отрасли внутри страны. Озвучивая свое решение, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен напомнила, что около 75% российского коммерческого воздушного флота построено в Евросоюзе, США и Канаде. Поскольку ожидается, что в ближайшее время схожее решение примут и США для Boeing, значительную часть самолетов придется вернуть лизингодателям. А из-за запрета техобслуживания, страхования и поставки запчастей, по словам экспертов, компании не смогут использовать даже те воздушные суда, которые находятся у них в собственности. Так что не исключено, что на российских авиалиниях скоро вновь появятся находящиеся на консервации старые Як-42 и Ту-154
Как стало известно изданию Baza, Ирландия уже потребовала от «Победы» вернуть десять пассажирских самолетов Boeing 737 и компания сняла их с расписания.
А американская компания Jeppesen уведомила «Победу», что прекращает передачу ей аэронавигационной информации.