Гусаров: «Один из выходов — привлечь в воздушное пространство авиакомпании сопредельных государств»
ЕС запретил поставки и лизинг авиатехники и запчастей для нее в Россию. Чем это грозит российской авиаотрасли? Какие есть выходы из такой ситуации?
Читать на полной версииВласти Евросоюза полностью запретили поставки и лизинг самолетов, вертолетов, другой авиатехники и запчастей для нее в Россию. Страхование и техобслуживание тоже запрещено. 322 лайнера Airbus обеспечивали 40% пассажиропотока авиации в стране.
Утвержден наиболее жесткий пакет ограничений. Что касается лизинга, санкции действуют не только на новые, но и на уже заключенные контракты. Борта, которые находятся в лизинге, нужно вернуть в ЕС в течение месяца. Эксперты отмечают, что авиакомпании не смогут использовать даже те воздушные судна, которые находятся у них в собственности, потому что запрещены страхование, техобслуживание и поставки запчастей. По данным Росавиации, доля самолетов из ЕС в российском парке составляет более 39%. При этом участники рынка считают, что аналогичные ограничения примут в США, иначе у Boeing было бы серьезное преимущество. Доля бортов из Штатов — 36%. Получается, Россия, если США присоединятся к санкциям, не сможет использовать больше 70% своего парка. Но у ЕС тоже будут большие проблемы, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Если вернуть такое количество техники на рынок подержанных самолетов, он обрушится.
Роман Гусаров добавляет, что есть еще один вариант: воздушное судно может поменять владельца. Было европейским, а станет, например, азиатским. Тогда отзывать борт никто не будет. Но конечная цель — импортозамещение. В России разработали пассажирский самолет МС-21, для этого создали новый двигатель вместо зарубежного Rolls-Royce и крыло из отечественных композитных материалов. Эксперты отмечают, что борт должен пройти сертификацию в середине — конце 2023 года, но потребуется время, чтобы заводы нарастили мощности. Есть и другие самолеты российского производства, которые сейчас почти не используются. Теоретически они могли бы временно заменить Boeing и Airbus, но возобновить производство не получится, объясняет авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук «Ту-204 уже старые. Появилась модификация Ту-214, произведено очень много, он не решит проблему. Россия — очень большая страна с очень протяженной территорией. Да, это наша машина была хороша для своего времени, но там тоже есть нероссийские комплектующие. Опять же, мы не сможем нарастить серийное производство. Вот эти двигатели. Что значит — они наши? Они собираются на импортном оборудовании, потому что даже если какой-то прибор, блок, агрегат произведен в России, то в стране нет стопроцентного замещения, в стране вообще жуткий провал в станочном парке для всего машиностроения. Последние новости, что S7 уже не летает в какие-то страны, опасаясь, что самолеты арестуют, потому что лизингодатели затребовали самолеты назад».
Возможно, власти запретят авиакомпаниям возвращать самолеты лизингодателям, чтобы защитить отрасль. Последствия такого шага пока плохо предсказуемы.