Западные автопроизводители массово перестают отгружать машины российским дилерам
Завод Renault в Москве приостанавливает работу из-за перебоев в логистике на неделю с 28 февраля. Проблемы и у отечественного «АвтоВАЗа»: в компании не исключают, что тоже приостановят некоторые линии на заводе в Тольятти из-за дефицита электрокомпонентов. Останутся ли россияне без новых автомобилей?
Читать на полной версииОбновлено в 19:00
Завод Renault в Москве приостанавливает работу из-за перебоев в логистике. C 24 февраля отгрузки приостановила Audi, по словам экспертов, такое же заявление скоро последует от BMW, Mercedes и Volkswagen. Во-первых, рубль падает и курс в целом очень нестабилен. Во-вторых, из-за санкций усложняется логистика. Несколько крупных дилеров сообщили Forbes, что поставки в Россию прекратят концерны Jaguar Land Rover и Stellantis, который производит, в том числе, Peugeot, Citroеn и Opel.
Также стало известно, что Volkswagen остановит производство на двух немецких заводах на следующей неделе, из-за задержки поставок запчастей из Украины. Минпромторг не исключает временных логистических сложностей с поставками автомашин в РФ.
Сразу после публикации в Stellantis опровергли эту информацию, но ранее глава компании заявил, что концерн готов закрыть завод в Калужской области или сократить производство из-за санкций. Такими темпами россияне могут вообще остаться без новых машин из Европы, но запчасти вряд ли исчезнут с рынка, считает автоэксперт Артем Бобцов.
Артем Бобцов автоэксперт «Это очень вероятно. Сейчас все-таки эмоции у всех. Достаточно почитать западную прессу, чтобы понять, что там эмоциональный накал чрезвычайно высокий. К тому же, это не является какой-то критической точкой в части объемов продаж. Тот же Stellantis продает в России какие-то считанные тысячи автомобилей. Если он перестанет это делать, он сделает довольно неприятно нам, российским автомобилистам, но при этом сам почти никак не пострадает, потому что в его бизнесе доля России — это какие-то доли процентов. Но так как клиенты все-таки автомобили уже выбрали, запчасти будут ограничивать, наверное, в последнюю очередь, чтобы рядовые автомобилисты не пострадали. Все-таки здесь чуть проще, чем с самими новыми автомобилями. Например, Турция является, наверное, крупнейшим производителем запчастей для машин, которые в России продаются и выпускаются. Я думаю, что они могут какую-то часть заменить».
В России есть и свой автопроизводитель: «АвтоВАЗ» выпускает машины под брендом Lada. Проблема в том, что компания почти на 68% принадлежит французскому концерну Renault, и примерно 20% комплектующих для отечественных автомобилей завозят из-за рубежа. В четверг глава Renault заявил, что российские заводы, на которых собирают в том числе отечественные Lada, могут перестать работать, если вслед за финансовыми санкциями последует запрет на поставку важных автокомпонентов.
До этого у «АвтоВАЗа» уже были проблемы с, например, нехваткой микрочипов: тогда дилеры предлагали модели без мультируля и магнитолы. Но в этот раз так не получится, считает руководитель проекта «АвтоАвто.ру» Константин Абдуллаев:
— Комплектующие — это вся электроника, и системы зажигания, и все те части, которые отвечают за безопасность, подушки безопасности. В той же самой Америке год назад из-за нехватки чипов так же не ставилась система пассивной безопасности, связанная с нахождением автомобиля в ряду, не влияющая на безопасность, без нее автомобиль может спокойно ездить.
— «АвтоВАЗ» не сможет продавать LADA без зарубежных комплектующих?
— Невозможно, это однозначно. Можно будет брать аналоги [частей] у Китая.
— Почему тогда до сих пор не берут у Китая?
— Это не так интересно, и акциями Renault китайцы владеют меньше, чем европейцы.
Китай может помочь не только с запчастями. Сложившаяся ситуация может перераспределить рынок новых автомобилей в его пользу, считают эксперты. По итогам 2021 года продажи китайских автомобилей в России выросли вдвое. Это связано с тем, что у дилеров недостаточно машин других марок из-за глобального дефицита комплектующих. Машины будут завозить и из Кореи, продолжает владелец проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.
Олег Мосеев владелец проекта «Автомаркетолог» «Я не думаю, что корейцы покинут рынок, они показали, что действуют крайне осторожно и не ввязываются в санкционные войны, просто увеличили свою долю почти в два раза за последние восемь лет. Ну и, безусловно, шанс появится у китайских компаний, не только той тройки, которая сформировалась уже стабильно — Chery, Haval, Geely, — но и возможно, что еще кто-то из игроков сможет увеличить свою долю, тот же GS, Changan. А в массовых брендах стал решаться вопрос соотношения цены и качества, комплектации, поэтому, учитывая рост качества китайских автомобилей, мы можем получить расширение модельных рядов».
В любом случае в России большой рынок подержанных автомобилей, и на него санкции повлиять не могут никак.