«Это все очень надолго». Бовт о новых санкциях в отношении России
Как можно оценить первый пакет санкций в отношении РФ и почему противостояние России с Западом перешло на новый качественный этап?
Читать на полной версииСША, ЕС, Великобритания и Канада ввели первые пакеты санкций против России из-за признания ДНР и ЛНР. Они связаны с госдолгом, блокировкой счетов и активов ряда банков. Кроме того, введены персональные санкции против бизнесменов и депутатов Госдумы. А Германия пока приостановила сертификацию «Северного потока — 2».
Введение новых санкций против РФ комментирует политолог Георгий Бовт:
— Как можно оценить тональность речи Байдена и первый пакет американских санкций?
— Первый пакет можно оценить как умеренно жесткий, не самый жесткий. Но и ожидалось, что он будет носить ограниченный характер. Санкции против суверенного долга — про них так долго говорили, около года, что, цинично так рассуждая, уже они, конечно, перезрели. Поэтому они ожидались, и они были введены. Добавились два банка, включая ВЭБ. Ну и список элит, которые каким-то еще странным образом оказались не под санкциями и будут включены туда 23-го числа. Видимо, решили таким образом поздравить их с праздником. Поэтому в данном случае и Путин, и Байден в чем-то выступили одинаково. Оба дали понять, что есть возможность для эскалации. Путин дал понять, что линия нынешнего разграничения ЛНР и ДНР с войсками Украины — это не предел. А Байден дал понять, что нынешние санкции не предел. Опять же, цинично рассуждая, — хорошая основа для начала жестких переговоров. Предметом жестких переговоров по-прежнему будет все та же Украина и ее будущий статус — вне НАТО, в НАТО, с ядерным оружием, без ядерного оружия и так далее и тому подобное.
— Еще Путин отметил, что определять границы ДНР и ЛНР должны эти республики на переговорах с Киевом. То есть Россия признала эти границы в пределах украинских областей. Это заявление на что-то настраивает стороны, как они могут реагировать?
— Оно настраивает на то, что эти республики по-прежнему подталкиваются к контактам с Киевом. Киев сделал вид, что Минские соглашения умерли, а Москва делает вид, что они живы. И над этим трупом производятся некоторые манипуляции. Теоретически, конечно, можно себе представить, что под дулом пистолета Зеленский теперь сядет с лидерами ЛНР и ДНР говорить о делимитации границы, но в реальной жизни такая картина представляется с трудом. Очевидно, к этому шагу придется подталкивать какими-то другими средствами, вопрос — какими. Поэтому сейчас подвешен вопрос о том, где находится эта граница. Мне кажется, что Путин вполне сознательно подвешивает вопрос о территориальной неопределенности юго-востока Украины, имея в виду в том числе то обстоятельство, что страны с такой территориальной неопределенностью в НАТО, вообще-то, не принимаются. И если ни США, ни Киев, ни Столтенберг, ни кто-либо другой не хотят юридически гарантировать России невступление [Украины] в НАТО, тогда она предпримет в одностороннем порядке эти усилия, которые воспрепятствуют вступлению Украины в НАТО, поскольку у нее будет очевидный территориальный спор.
— Когда Путин говорил о признании ЛНР и ДНР, он также говорил, что переговоры надо вести с Вашингтоном. И вот Байден заявил во вторник вечером, что дверь для продолжения дипломатии открыта. Что это может означать на практике?
— Я надеюсь, что встреча Блинкена и Лаврова все-таки не будет отменена, как отменилась встреча Лаврова с министром иностранных дел Франции. [Позднее, в ночь на 23 февраля по московскому времени, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил об отказе от встречи.] Впрочем, я думаю, что французы просто оскорбились. Во-первых, французского министра уличили в диффамации по поводу содержания переговоров, после чего Песков оглашал стенограмму. Во-вторых, Макрон, наверное, как человек уязвимый, с тонкой душой, воспринял свои напрасные метания в челночной дипломатии как обидные для себя, поскольку они не имели никакого результата. И после этого Путин не только сказал, но и показал, что дело надо иметь только с Вашингтоном, а всякие эти Макроны и Шольцы только под ногами путаются.
— После заявления Байдена рубль усилил рост, курс доллара приближается к 78 с половиной. И это после того, как днем курс доллара приблизился к 81. В целом по итогам дня российские фондовые индексы подросли. Какие главные выводы можно сделать из первого дня после признания ДНР и ЛНР?
— Первый вывод: не надо вкладываться в российские фондовые рынки, если ты не знаешь политической подоплеки игры на них. Второй вывод: то, что это еще не конец. Мы находимся где-то в начальной стадии довольно длительного процесса. Противостояние России и Запада перешло на новый качественный этап. Во-первых, это долгосрочный этап. Во-вторых, он будет оформлен институционально, юридически, и он рассчитан на долгие годы вперед. Если кто-то помнит, в 2014-2015 годах еще первое время кто-то ждал, что вот санкции ЕС на полгода, а потом их, может быть, отменят. Таких людей было немного, но они были. А сейчас никто даже всерьез не думает о том, что в ближайшие год, два, три или пять какие-либо из санкций, наложенных США или Евросоюзоюм, могут быть отменены или потерпят послабления. Это все очень надолго.
Ранее глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что «отношения между Россией и Украиной были на дне, а теперь опустились ниже дна». По его словам, Киев готов к принятию жестких решений, но будет принимать их без эмоций.