Россия признала ДНР и ЛНР: что думают об этом жители республик, а что — украинцы
В Донецке и Луганске люди выходят на улицы и празднуют, а в Киеве и Одессе говорят, что не удивлены развитием событий, и ждут, что будет дальше
Читать на полной версииОбновлено в 18:50
После того как Путин признал независимость республик и подписал в Кремле договоры о сотрудничестве с главами ДНР и ЛНР, жители Донецка вышли на центральную площадь праздновать. На кадрах видно, как люди запускают фейерверки, поют песни, размахивают российскими флагами и скандируют: «Россия!»
По поручению Путина российские войска вошли в Донбасс, чтобы поддерживать мир. Глава ДНР Денис Пушилин подписал указ о призыве на военную службу граждан с 18 до 27 лет. Мужчины старше 50 могут призваться добровольно.
Вооруженные силы Украины впервые с 2018 года применили реактивную систему «Град». Они выпустили пять ракет по Донецку, сообщили в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня.
Под обстрелом оказался Киевский район Донецка, информация о пострадавших уточняется. Местный житель Роман подтвердил, что с признанием ДНР Россией обстрелы Донецка не прекратились.
«Я болею, поэтому сижу дома. Дом у меня в южной части города, и через закрытые окна все равно слышно, что что-то происходит. Вчера еще общался с теми, кто [живет в другом районе], у них слышно очень громко, то есть даже по телефону слышно. Я, конечно, не специалист ни в баллистике, ни в военном деле, но достаточно понятно, что это именно прилет, это звук глухой, раскатистый, то есть он не звонкий, а вот такой, как приходящая такая волна идет. Поэтому могу с большой долей уверенности сказать, что это именно прилеты».
Business FM спросила жителей ДНР и ЛНР, видят ли они российских военных и чего ожидают после признания независимости самопровозглашенных республик.
Сергей, житель Донецка:
— После последних событий и заявлений ситуация немножко стала более оживленная, то есть на улице больше появилось людей, машин, все были в ожидании, неопределенность какая-то, может быть. Вот я сейчас ехал на работу, вижу, что Донецк более активен. Уже больше уверенности, возможно, у людей появилось, поэтому все высыпали на улицу. Ну, это радует, что наконец-то случилось признание, и мы дождались этого, надеемся на последующие шаги — прекращение огня, как минимум, чтобы прекратились гибель, обстрелы. Второе, это, конечно же, признание документов в Донецкой народной республике абсолютно всех, не были ученые степени, ученые звания признаны, их признание вот позволяет, например, научному сообществу Донецкой народной республики быть в некоторой степени на равных правах с научным сообществом Российской Федерации.
— Что еще меняется?
— Возможно, будет более упрощенный порядок пересечения границы ДНР и Российской Федерации. Возможно, банковская система улучшится, денежный оборот, может быть, упростится.
— Те кадры, которые мы видели, ликование…
— Это отображает настроения всей Донецкой народной республики, потому что мы выстрадали, очень долго ждали этого события, себя как-то жители почувствовали более одухотворенно в надежде на то, что начнется более полноценная жизнь, чем была раньше.
Светлана, жительница Луганска:
— Честно скажу, лично для нас это праздник, пишут, перезваниваются, все довольные. Мы же этого ждали столько лет. Статус у нас какой-то есть признанных республик. Я думаю, если нас признает Россия, соответственно, нас и дальше будут признавать и остальные страны и государства, какие-то перспективы у нас могут быть.
— А что касается введения войск?
— Нет, российских военных я здесь не вижу. Может, где-то они есть, но из окна я их не вижу.
— Что касается мобилизации?
— Кто военнообязан, кто давал присягу, те, конечно, мобилизируются. Но так, чтобы сказать, что поголовно прямо забирают от 18 до 55, нет. У меня мужу 52 года, не забрали. Никаких повесток не приходило, мы по-разному слышим, кому приходило, кому нет.
— Что для вас значит приход российских войск?
— По крайней мере, не будет стрельб, мы не будем бояться за завтрашний день.
Алексей, житель Донецка:
— Люди пытаются понять, что, как и где происходит, но уже настроение более бодрое, еще с вечера началось, когда у нас был салют и все остальное, уже было интереснее. Я думаю, правильно, потому что уже невозможно, в лучшую сторону в любом случае будет, не будет такого беспредела, как творится со стороны Украины, в любом случае будет более спокойно. У России более весомые аргументы, чем у ДНР.
— Что по поводу российских войск?
— Кто-то снимал колонны техники, но ничего такого, по городу по крайней мере, я не вижу, ни передвижения техники, ничего, все в обычном режиме, военные машины тоже ездят, «КамАЗы», «Уралы».
— Что вообще дальше будет?
— Все зависит от того, что на Украине, какую команду им сейчас дадут. Я думаю, что если им все-таки Америка даст команду: «В бой», они пойдут в бой. Если что-то начнется, начнется что-то более глобальное, не только на наших границах. Наверное, третья мировая. Ни у кого же уверенности нет, что сто процентов все тихо-мирно закончится.
А вот что думают жители Украины о ситуации и о реакции президента Владимира Зеленского:
Житель Харькова Дмитрий:
— Мне кажется, что после признания республик ДНР, ЛНР Российской Федерацией, я думаю, что на этом военными действиями со стороны Украины решить вопрос Донбасса, наверное, уже не получится, я так думаю. И, как мне кажется, дальнейшее военное развитие в плане наступления украинских войск будет невозможным. После такого решения у меня какое-то спокойствие все-таки появилось от того, что дальнейших военных действий не будет.
Жительница Одессы Анна:
— Хорошее выступление, он все правильно сказал, предпринял все действия, которые мог, созвал Совет безопасности и обратился к лидерам стран западных с просьбой какую-то поддержку предоставить, призвал граждан не паниковать, мне кажется, что все по делу.
— Можно ли после вчерашних событий выдохнуть?
— Я не знаю, с учетом того, что теперь, получается, там официально будут базироваться войска российские. Мы тут, конечно, немножко переживаем, какое может быть дальнейшее развитие событий, и наверное, выдохнуть тоже еще рано. Потому что, если цель была только эта, почему этого не произошло раньше? Не знаю, остановится ли на этом российская сторона. Ну, конечно, хотелось бы, чтобы все закончилось мирно и можно было упокоиться, но не знаю, ожидали ли мы конкретно этих действий. У нас тут, конечно, все сидят переживают, даже компании, например, у которых есть возможность, тоже эвакуируют сотрудников в западные регионы. Мы так продолжаем сидеть, как будто что-то будет, а что — непонятно.
Житель Киева Александр Серебряный:
«У нас мало рассуждают о речи Зеленского, у нас все [смеются] по поводу речи Путина. Потому что так урок истории преподать... Никто ничего другого не ожидал, просто то, что там происходило восемь лет, теперь получило официальный статус. Вряд ли кому-то от этого будет лучше, конечно, в том числе и России. Все же понимают, что ребята играют в свою игру, а случилось то, что, в принципе, произошло еще восемь лет назад, люди к этому, к сожалению, давно привыкли, почему-то там каждый раз нам звонят, спрашивают про панику, да нет ничего здесь, здесь абсолютно спокойно. У нас народ к этому событию готов. Есть момент насчет того, что будет дальше, тут споры идут, то, что случилось вчера, это просто постфактум».
О том, как в Киеве восприняли обращение Зеленского и какие настроения в обществе сейчас, говорит украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев:
Многие обратили внимание на заявления Казахстана и Турции по поводу решения Москвы о признании Донбасса. Казахстан, который не так давно благодарил силы ОДКБ за помощь в подавлении протестов, заявил, что не планирует признавать независимость ЛНР и ДНР и что этот вопрос даже не стоит на повестке дня. А турецкий президент Эрдоган назвал неприемлемым решение России признать ДНР и ЛНР.