Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба призвал сфокусироваться на деэскалации в связи с возможным признанием Россией ДНР и ЛНР.

«Все понимают последствия такого шага. Сейчас много эмоций и порывов, но именно сейчас все должны хладнокровно фокусироваться на усилиях деэскалации. Другого пути нет», — написал Кулеба в Twitter.

О том, как в Киеве восприняли недавнее заседание Совбеза, на котором все участники высказались за признание республик, говорит украинский политолог Вадим Карасев:

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Давно уже, скажем, недели полторы-две в киевских коридорах власти предполагали такое развитие событий. И кстати говоря, были не очень расстроены, потому что как бы получается, что Россия, во-первых, выходит из Минских соглашений, по крайней мере, так на это смотрят в Киеве. А второе, получается, что Украина как бы переиграла в этой сложной дипломатической партии, связанной с подписанием Минска, с Минскими соглашениями Российскую Федерацию. Потому что тут же игра была какая? Кто первый выйдет из Минских соглашений. Ну, получается, что Россия вышла. Но я думаю, что есть какой-то подвох в этом решении. Есть один очень важный момент, на который не обращают внимания Минские соглашения. Это единственный документ, который на данном этапе подтверждает приверженность РФ территориальной целостности Украины, потому что согласно Минским соглашениям Донбасс, часть Донбасса должны вернуться в Украину. А вот если Россия выходит из Минских соглашений, то она и отзывает свои обязательства по территориальной целостности Украины. Ну а дальше уже военные какие-то возможно действия, операции и так далее. Давно, где-то год-два, может быть полтора, принято решение областными советами ДНР и ЛНР о том, что административная юрисдикция ДНР, ЛНР распространяется на всю территорию Луганской и Донецкой области. А что дальше? Пойдут отвоевывать территории, оккупированные как бы большой Украиной или как? Поэтому, возможно, если будет принято решение, то это решение не просто признать независимость ДНР, ЛНР, но и двигаться дальше. А это означает возможность открытой войны».

За заседанием Совбеза следили и в самом Донбассе. Business FM спросила местных жителей, нужна ли им настоящая независимость и чего они ждут этого статуса ДНР и ЛНР:

Жительница Донецка Мария:

«Хотим, конечно, чтобы Россия признала ЛНР и ДНР, это мечта каждого дончанина, который находится здесь. Почему? Потому что у нас же и паспорта российские, и мы же граждане России. Мы такие же граждане, как и вы, у нас такие же права, просто мы живем в своих домах на своей земле, так сказать, на своей территории. Плачу налоги в ДНР, на пенсию, тут мои дети, которые ходят в школу. Мы не хотим быть беженцами, мы верим в то, что все будет хорошо и мы будем полезны здесь. Я не сильна в политике, но я знаю одно, то, что все эти восемь лет ничего не менялось в лучшую сторону, и украинская сторона не сделала ничего, чтобы этот конфликт разрешить, не было никакой помощи. Признают, как бы я не знаю, будет это лучше или хуже, но по крайней мере с места сдвинется то, что восемь лет не двигалось. Россия как-то ближе и проблемы решает, и помогает гуманитарно и гражданство, делает все возможное, чтобы улучшить нашу жизнь. И я думаю, что признание нас — это тоже такой шаг, наверное, к улучшению жизни нашей. Я понимаю, что Россия преследует какие-то свои еще цели, о которых мы не знаем, но для нас, для обычного населения, это будет в лучшую сторону, я так думаю».

Житель Свердловска Луганской области Дмитрий:

— Для нас — это прекращение войны, для нас это очень многое значит. И я посмотрел новости, вот это голосование, которое было, меня, если честно, это удивило. Я считаю, для жителей Донбасса это огромный шаг. Для любого государства важно, чтобы его считали государством. Это также и экономический вопрос, это возможность сотрудничества с другими государствами.

— Особый статус в составе Украины Минское соглашение, и ДНР, ЛНР независимые. Так, если поразмышлять, представить, просто хочется сравнение такое провести.

— Я считаю, что есть разница. Ну вот какая разница, я пока не могу сказать. на самом деле просто жители Донбасса рады тому, что сейчас происходит, правда, я, наверное, выражаю скорее благодарность от всех жителей Донбасса.


Поэт, писатель, жительница Луганска Елена Заславская:

— Все мужчины мобилизованы. Все, кто не эвакуировался, все надеются на признание и последующее включение в состав России. Следят, кто как может. Кто-то смотрит телевизор, кто-то через интернет, все в волнении, потому что мы в любой момент ждем, что может начаться активная фаза боевых действий. и это признание конечно означает для нас то, что Россия нас не оставит, поддержит.

— Вы говорили об ожидании вхождения в состав России. Если вспомнить ход сегодняшнего заседания Совбеза, Путин прямо подчеркнул то, что вопрос вхождения ДНР, ЛНР в состав России не обсуждают.

— Мы надеемся на крымский сценарий. Сначала признание независимости, а дальше проведем референдум и попросим о том, чтобы нас приняли, потому что как я уже говорила, де-факто мы и есть Россия.

— Помимо эмоций, есть еще какое-то содержательное что ли ожидание, что может наступить после признания независимости? Это вот гарантированный мир, если независимость?

— Гарантированный мир наступит только после победы. Сейчас есть военная угроза, которая вот сейчас слышна у меня из окна. Под победой мы имеем в виду оттеснить украинские войска хотя бы за прежнюю территорию Луганской и Донецкой области.

О реакции Запада на заседание Совбеза Business FM спросила немецкого политолога Александра Рара:

— Если признание произойдет, то я думаю, уже завтра утром будут ЕС и Америка согласованно вводить санкции против России.

— А можно ли предполагать, что скажут канцлер Шольц и другие европейские лидеры в случае признания Россией независимости республик Донбасса?

— Тут истерика будет просто. Будет абсолютная истерика и информационная война, будут говорить, что после Крыма все понятно, Россия хотела всегда захватить часть территории Украины. Единственное, что конечно будет сдерживать западных политиков и западную реакцию, тот факт, что все это происходит на бумаге, а не через военные действия. Запад ведь предупреждал, что в случае войны он будет вводить жесткие санкции против России, но если кровопролития на самом деле не будет, если конечно Украина не попытается сегодня ночью или завтра захватить Донбасс, в чем я сомневаюсь, что они на это пойдут, тогда у Запада нет больше тех аргументов тоже жестких. Нужно посмотреть, какое на самом деле Путин сегодня примет решение, от него все зависит.

— Есть ли какая-то реакция у немецкой общественности, стала ли неожиданностью сегодняшняя новость о возможном признании ДНР, ЛНР?

— Я могу только сказать, что я действительно звонил, кому только мог, чтобы узнать у людей из МИД, и здесь какая будет реакция, все конечно в растерянности. Многие считают, кстати, и я с этим согласен, что этот шаг России преждевременный, потому что нужно подождать все-таки окончательного ответа со стороны американцев, которые готовы с Россией говорить, и которые, думаю, все-таки сейчас вынуждены просто в последнюю секунду, когда они видят, что это решение вот-вот Россия примет, идти на то, чтобы заставить Зеленского принимать все условия на выполнение Минских соглашений. Я думаю, такой шанс еще есть. А для России Минские соглашения — это путь Украины к федерации. Федерация — это значит, никогда Украина не вступит в НАТО, это будет усиление востока Украины опять. И Россия в этом плане тоже выигрывает. Так что у России две опции: или признавать сейчас и идти на резкие ухудшения отношений с Западом, или все-таки попытаться пойти по пути федерализации Украины с тем, чтобы решить наиболее широкие проблемы, как вопросы европейской безопасности в целом.

Сегодня вечером Владимир Путин в обращении нации объявил о признании независимости ЛНР и ДНР.