Заседание Совета безопасности РФ, на котором обсуждали ситуацию в Донбассе, завершилось.


Выступили практически все члены Совбеза — они поддерживают признание независимости Донецкой и Луганской народных республик.

Чиновники по очереди озвучивали свою позицию перед президентом, это ведущие политические фигуры России: премьер-министр Михаил Мишустин, глава МИД Сергей Лавров, глава Минобороны Сергей Шойгу, глава и замглавы Совбеза Николай Патрушев и Дмитрий Медведев, председатели обеих палат парламента и другие чиновники.

Трансляцию мероприятия вели не только российские телеканалы, но и крупнейшие международные СМИ, в том числе ВВС и CNN.

Business FM собрала самые яркие высказывания с заседания:

Министр иностранных дел Сергей Лавров:

«Мы подготовили оценку тех предложений по гарантиям безопасности, по которым Россия выдвинула соответствующие инициативы перед США и НАТО в декабре прошлого года, в конце января получили реакцию. Оценка этой реакции показывает, что наши западные коллеги не готовы воспринимать наши центральные предложения, прежде всего в том, что касается нерасширения НАТО на восток, это требование отклонено со ссылкой на так называемую политику открытых дверей Альянса и свободу выбора государств способов обеспечения своей безопасности. Альтернативы этому ключевому положению не предложены. Опорный для нас принцип неделимости безопасности, на который мы активно ссылались, США всячески стараются обойти, извлекая из него единственный элемент, который их устраивает, — свобода выбора союзов. Они полностью игнорируют все остальное, включая ключевое условие, которое гласит, что никто и при выборе союзов, и безотносительно союзов не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других.

Зампредседателя правительства России, министр регионального развития Дмитрий Козак:

«Сегодня очевидно стало, что ни Украине, ни ее западным союзникам Донбасс абсолютно не нужен на любых условиях. Поправки к этим инициативам, если эти бредовые, то, что вчера вы с Макроном обсуждали, бредовые предложения Украины. Если Донбасс предлагает альтернативные предложения, будут ли рассматриваться? «Не знаем» — опускают глаза. Очевидно, ведется вся тактика вот последняя, они изобретательность проявляют достаточную, она глупая, неуклюжая, смешная, но они проявляют ее постоянно, на ходу изобретают новые схемы».



Министр обороны Сергей Шойгу:

«Вне событий в Луганской и Донецкой области хотел бы обратить внимание членов Совбеза на заявление господина Зеленского о том, что они предполагают и хотели бы вернуть себе статус ядерной страны. Не буду говорить державы, но страны. Это крайне опасно, это то, что за долгие годы советской власти и пребывания в составе Советского Союза там были созданы возможности по созданию такого оружия. Не только оружия, но и его носители».



Зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев:

«В известной степени это был урок для НАТО, для ряда европейских стран, который заключался в том, что так поступать с РФ нельзя. Сегодня ситуация и сложнее гораздо, и в чем-то может быть даже и проще. Объясню. Сложнее потому, что масштаб потенциального конфликта несопоставим с тем, с которым мы столкнулись в 2008 году, и это абсолютно точно с учетом того анализа, который, допустим, только что был проведен министром обороны. С другой стороны, в чем-то нам проще, потому что тогда не знали, какова будет реакция. Разговоры были разные: мои разговоры, Владимир Владимирович беседовал с президентом Бушем тоже, а сейчас мы знаем, что будет происходить. Мы знаем все проблемы, все трудности, все те предложения по санкциям, которые многократно из всех утюгов, так сказать, транслируют в наш адрес. Мы понимаем, что давление будет запредельным, но мы понимаем и каким образом этому давлению противостоять. В этом смысле этот горький опыт за 14 лет, в общем, как мне представляется, нам пошел впрок. Этот опыт показал, что будет трудно, и здесь я уже дам свою оценку, персональную, но через некоторое время при умелом управлении ситуацией, а мы, подчеркиваю, как мне представляется, под руководством президента этому научились. Это напряжение, которое сейчас просто вибрирует вокруг нашей страны, оно все равно так или иначе будет спадать. Не быстро, не одномоментно, но так устроена история человеческая, что от этой ситуации рано или поздно устанут и сами будут просить нас вернуться к возврату, дискуссиям, к переговорам по всем вопросам обеспечения стратегической безопасности».



Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:

«Формула Штайнмайера. Ну казалось бы, такой простой и понятный документ, очередность действий. Понимаете, для Украины — это территория, а для России, для нас — это граждане, люди: русские, русскоязычные, украинцы не важно. И самое страшное, что делает Запад, пытается столкнуть два славянских братских народа. Жители Донецка и Луганска оказались заложниками вот этого антирусского проекта. Ну сколько еще можно уговаривать, ну сколько еще можно объяснять? Ну надо, в конце концов, принимать решение».

Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин:

Нарышкин: Согласился бы с предложением Николая Платоновича (Патрушева) о том, что нашим, так сказать, западным партнерам можно дать последний шанс с тем, чтобы предложить им в кратчайшие сроки заставить Киев пойти на мир и выполнить Минские соглашения. В противном случае мы должны принять решение, о котором сегодня говорится.

Путин: Что значит — в противном случае? Вы предлагаете начать переговорный процесс? Или признавать суверенитет народных республик? Говорите прямо.

Нарышкин: Я поддержу предложение о признании...

Путин: Поддержу или поддерживаю? Вы говорите прямо, Сергей Евгеньевич?

Нарышкин: Поддерживаю предложение о вхождении Донецкой и Луганской народных республик в состав Российской Федерации.

Путин: Да... мы об этом не говорим, мы этого не обсуждаем. Мы говорим о признании их независимости или нет.

Нарышкин: Да, я поддерживаю предложение о признании независимости.

Владимир Путин по окончании заседания заявил, что услышал все мнения. Решение будет принято позднее, сегодня, добавил президент.