Вторник начался с заявления Минобороны России о том, что подразделения Южного и Западного военных округов начинают возвращаться к местам постоянной дислокации. По другим направлениям учения еще продолжаются. В Черном море — до 19 февраля, российско-белорусские учения «Союзная решимость» — до 20-го.

Далее в течение дня с запада приходили оценки из серии «это, конечно, хорошо, но этого мало». Реакция российских официальных лиц на такие комментарии неизменна: на своей территории мы проводим учения там, где считаем нужным, и начинаем и заканчиваем их согласно планам.

Министр иностранных дел Сергей Лавров при этом добавил, что в Москве понимают, что Запад сейчас будет подавать завершение плановых учений как свою победу, что, мол, Кремль под давлением отступил, но такие трактовки Лавров назвал «торговлей воздухом».

Так или иначе, новость от Минобороны немного разрядила обстановку. Обратный эффект имело решение российских парламентариев. Депутаты Госдумы проголосовали за то, чтобы напрямую (в обход консультаций с МИД) обратиться к президенту с просьбой признать самопровозглашенные республики Донбасса. В ЛДНР это вызвало эмоциональный подъем, говорит житель Донецка Александр:

«Постановление Думы об обращении к президенту — это тот шаг, который в республиках очень ожидали, и, наверное, это день, который в случае благоприятного исхода всей этой ситуации станет государственным праздником наравне с такими, как 9 мая, например».

Однако оснований для таких эмоций оказалось недостаточно.

Хотя порадовались этой новости и многие украинские политики, говорит украинский политолог Вадим Карасев:

Вадим Карасев украинский политолог, директор Института глобальных стратегий«Есть версия, что этот шаг Госдумы России, а за этим и возможное решение Путина будут означать выход России из Минских соглашений, и Украина сможет вздохнуть спокойно. Никто ее не будет принуждать к реализации Минских соглашений, которые, по общему мнению, ей невыгодны, никто не будет требовать реализации политической части соглашений, то есть снимается крест Минских соглашений со спины нынешней украинской власти и Украины в целом. Но, мне кажется, эта версия удобная для Украины, но в этом может и крыться подвох: разве в России не понимают, что это будет означать выход из соглашений? Поэтому либо история подвешивается, чтобы в Украине посмотрели на эту ситуацию более серьезно, либо Россия может пойти дальше после этого. Мне кажется, России нужен весь Донбасс, вся Луганская и Донецкая область, то есть и та часть, которая сегодня находится под контролем Киева».

Точки над «i» (по крайней мере, по дню) поставила вечерняя встреча президента России с канцлером Германии Олафом Шольцем. Где Владимир Путин дал понять, что Москва пока не собирается признавать ЛДНР:

«Депутаты парламента, так же как и в любой стране, в России ориентируются на общественное мнение. Ориентируются на мнение своих избирателей, и они тонко его чувствуют. И в этой связи, совершенно очевидно, в нашей стране подавляющее большинство людей сочувствуют жителям Донбасса, поддерживают их и надеются, что ситуация там коренным образом изменится в лучшую для них сторону. Мы будем и я буду исходить из того, что мы должны все сделать для решения проблем Донбасса, но сделать это так, как говорил господин федеральный канцлер: прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по исполнению Минских соглашений».

А Шольц напомнил об обещаниях президента Украины Владимира Зеленского:

«Хорошо, что президент Зеленский вчера твердо пообещал, что в рамках трехсторонней контактной группы, которая работает в рамках «минского процесса», появятся очень скоро все предусмотренные законопроекты по статусу восточной Украины, по изменению конституции и подготовке выборов. Сейчас мы должны действовать мужественно и ответственно. Наша обязанность как глав государств и правительств — воспрепятствовать тому, чтобы в Европе возникла военная эскалация».

Встреча Путина и Шольца длилась более трех часов. Российский лидер назвал переговоры конструктивными и деловыми. Канцлер Германии — «очень доверительными». Надежда на диалог и дипломатию сохраняется.

Обсуждалась, впрочем, не только украинская проблематика. Владимир Путин поднимал тему гарантий безопасности и ответов НАТО и США на требования Москвы. Также обсуждали газ. После встречи Олаф Шольц заявил, что продолжительность беседы с Путиным стала хорошим знаком и тем для продолжения разговора достаточно.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров во вторник несколько раз и словами, и уже даже жестами отрицательно ответил на вопрос о том, планирует ли Россия вторжение на Украину. Рубль по итогам дня вырос на 1,5%.