Дозированное миролюбие укрепило рубль. Комментарий Георгия Бовта
Публичная часть бесед Путина с Лавровым и Шойгу была призвана снизить градус информационной истерики в западных СМИ в связи с ситуацией вокруг Украины, а на самом деле в ответ на российские ультимативные требования по гарантиям безопасности, отмечает политолог
Читать на полной версииВладимир Путин провел встречи с министром иностранных дел и министром обороны. Сергей Лавров заявил, что, несмотря на непростую ситуацию, шанс договориться с западными партнерами остается. А Сергей Шойгу в свою очередь рассказал о масштабных учениях в Западном военном округе и инциденте с заходом в российские воды иностранной подлодки. Какие сигналы можно уловить из этих двух встреч?
Публичная часть бесед Путина с Лавровым и Шойгу была призвана снизить градус информационной истерики в западных СМИ в связи с ситуацией вокруг Украины, а на самом деле в ответ на российские ультимативные требования по гарантиям безопасности. Пока успокаивающие сигналы носят очень сдержанный характер. Трактуя их в духе информационной войны, нынешний относительно миролюбивый, если можно так выразиться, «залп» из Кремля был строго дозированным. Зато на сей раз агентство Bloomberg, которое в последнее время не раз удостаивалось резкой критики со стороны Кремля, расставило правильные акценты: мол, «Лавров назвал предложения Запада конструктивными».
Речь идет о тех самых переговорах по контролю вооружений и военной активности, которые МИД называет «второстепенными», но которые теперь все же возможны параллельно с сохранением главных целей — по нерасширению НАТО. Также МИД ждет письменных ответов из всех государств — членов ЕС и НАТО по своим предложениям. Это займет еще какое-то время и оттянет момент перехода к действиям, которые будет невозможно потом отыграть назад.
Фразу Шойгу о том, что часть развернутых учений «скоро закончится», тоже можно расценить как небольшую дозу успокоительного. Да и президент в ответ на доклад об инциденте с, как было сказано, предположительно, американской подлодкой близ Курил не стал делать грозных заявлений, что, мол, надо впредь решительно «мочить» такие подлодки глубинными бомбами. Шойгу тоже оставлена возможность для разворота, поскольку другая часть учений будет продолжена, к тому же министр не стал развивать тему возвращения после учений войск в места постоянной дислокации. Это был бы перебор по миролюбию.
Решающее значение приобретает ситуация вокруг Украины. Которая, как ни парадоксально, пока является главной жертвой информационной войны между Москвой и Западом. Причем последний выступает даже в роли «союзника» с Москвой, оказывая как минимум психологическое давление на Киев, хотя и наращивая поставки вооружений. В связи с чем в соцсетях уже приходилось видеть сравнение нынешней тактики Кремля с принципом айкидо — использовать силу соперника против него самого.
Западные дипломаты и граждане спешно эвакуируются из Украины. Военные советники ретируются подальше от Донбасса. Авиакомпании по требованию страховщиков прекращают полеты над Украиной, даже национальный авиаперевозчик перебазирует самолеты за пределы республики.
И хотя рейтинговые агентства S&P и Fitch предрекают ущерб в долгосрочном плане именно российской экономике, даже если не произойдет «вторжения» на Украину, просто на фоне общего роста напряженности между Москвой и Западом, пока этот ущерб можно считать относительно умеренным. Зато подбирающаяся к 100 долларам нефть, пока администрация Байдена увлеченно занимается проблемами Украины, уже бьет по рейтингам президента внутри самой Америки и грозит Демпартии поражением на промежуточных выборах осенью.
Российская Дума тоже выбрала тактику — годить. Вместо ожидавшегося 14 февраля решения Совета Думы касательно признания независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР было подготовлено два варианта постановления. Оба допускают признание ЛНР-ДНР. Первый, внесенный КПРФ, содержит обращение к президенту сделать это незамедлительно. Второй, внесенный «Единой Россией», отправляет вопрос на изучение в МИД и другие правительственные структуры. То есть пускает его по кругу. Спикер Думы Вячеслав Володин принял почти «соломоново решение», предложив поставить оба варианта на рейтинговое голосование 15 февраля. Тем самым изящно отпасовав решение вопроса, по сути, президенту, каковое поставлено в зависимости от того, удастся ли склонить Киев к каким-либо подвижкам по части выполнения Минских соглашений.
Очередную попытку мягкого давления в данном направлении предпринял в ходе визита в Киев германский канцлер Олаф Шольц, который 15 февраля должен быть в Москве. По итогам переговоров с Зеленским Шольц заявил, что тот обещал представить для обсуждения в «минском формате» проекты закона об особом статусе Донбасса. Впрочем, зная украинские политические традиции, это еще ни о чем не говорит. Поэтому военные учения близ украинских границ будут продолжены.