Историческая и актуальная: в Школе современной пьесы прошла премьера спектакля «Отщепенцы»
Режиссер — Галина Зальцман. Сюжет рассказывает о молодых оппозиционерах, которых заключают в тюрьму. Почему эта история смотрится сегодня особенно актуально и что о ней думают критики?
Читать на полной версииВ Школе современной пьесы состоялась премьера спектакля «Отщепенцы». Пьеса историческая — о молодых оппозиционерах, которые оказываются в тюрьме. Драматург Александра Фомина написала эту историческую пьесу, чтобы понять реалии сегодняшней жизни. 1882 год. На сцене трое — два молодых человека и девушка. Всех обвиняют в убийстве и покушении на убийство. Они оказываются в одиночных камерах в Петропавловской крепости и пытаются выжить. Еще один ключевой герой — Андрейка, молодой тюремщик из народа.
Спектакль в первый раз играли 11 февраля. Буквально на следующий день после громкого приговора канским подросткам, обратили внимание многие первые зрители.
Вот что на параллели между пьесой и современностью отвечает режиссер спектакля «Отщепенцы» Галина Зальцман:
Галина Зальцман режиссер спектакля «Отщепенцы» «К сожалению, в мире ничего не меняется, мы ходим по кругу. Всегда были, есть и будут люди, которые протестуют, и всегда были, есть и будут те, кто стоит на страже закона. Тут вопрос скорее в существовании справедливости и природе бунта. Я не стала бы сравнивать то, что происходит сейчас, и то, что происходило тогда. Мы все-таки играем историю, реально имевшую место в прошлом. И в этой истории мне самой больше всего жалко деревенского парня Андрейку, попавшего по протекции в надзиратели. Он находится между молотом и наковальней, между людьми, которые преследуют букву закона, и теми, кто хотят эту букву разрушить. Вроде бы это делается ради этого самого народа, но его интересы не всегда учитываются».
На спектакли про революцию в последнее время некая мода, на фоне дел против подростков в последние годы эта постановка выглядит особенно страшно, считает редактор журнала «Театр», корреспондент ИД «Коммерсантъ» Алла Шендерова:
Алла Шендерова редактор журнала «Театр», корреспондент ИД «Коммерсантъ» «Там на секунду появляется маленький кудрявый мальчик в белом парике — Володя Ульянов, он показывает на руке направление, куда всем идти, но на ладошке написано: жопа. Ты сразу понимаешь, что нам показывают дорогу, нам показывают выход, как осчастливить все человечество, но мы знаем, что когда человечество по этому пути идет, получается жопа. Такая емкая и остроумная метафора создательницы спектакля. Это такая попытка кратко, не занудно, но ясно поговорить о безвыходных вещах, в которых мы, к сожалению, снова пребываем. Спектакль еще не раздышался. Мне в данном случае интересна тема, и то, что Галина Зальцман ее не зарыла, уже спасибо».
Зальцман — лауреат «Золотой маски» — не из тех молодых режиссеров, которые поражают эффектами, клиповостью, модным плейлистом. Ее новый спектакль идет всего полтора часа и не заигрывает с формой. Подойдет для тех, кто любит долго думать после театра и не идет туда за развлечением, считает театральный критик Мила Денева:
Мила Денева театральный критик «Про актерские работы отдельно не скажу. Прочный ансамбль. Галя как носитель академической режиссерской школы вгрызается, всматривается больше в смыслы, чем в форму. Поэтому, как мне показалось, форма довольно аскетичная, не заигрывающая с подростками, хотя вроде бы про них, про молодых спектакль, но не для них. Тема очень серьезная, спектакль рассчитан на думающего, рефлексирующего, болезненно воспринимающего российский контекст зрителя».
В следующий раз «Отщепенцев» в Школе современной пьесы покажут в середине марта.