Минкульт приостановил обсуждение резонансного проекта об «укреплении традиционных ценностей»
Против него выступали режиссеры ведущих театров и деятели кино. В ведомстве уточнили, что будут выработаны новые подходы к подготовке и обсуждению документа
Читать на полной версииМинистерство культуры приостановило обсуждение проекта Основ культурной политики России. Это тот самый документ, который резко раскритиковали глава Союза театральных деятелей Александр Калягин и руководители ведущих российских театров. Кроме того, против проекта выступили более 30 кинематографистов, среди которых режиссеры Федор Бондарчук, Александр Сокуров, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Сельянов.
С учетом этой дискуссии нужно искать новые подходы к разработке документа, заключили в Минкультуры.
Документ был разработан НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева, точнее, лично его директором Владимиром Аристарховым — бывшим заместителем экс-министра культуры Владимира Мединского.
Почему решено отыграть назад? Мнение главреда журнала «Театр» Марины Давыдовой:
— Конечно, я бы могла оптимистически сказать, что это удалось сделать потому, что восстала общественность и действительно какие-то главные игроки на театральном поле высказались резко против. Но я просто по богатому опыту понимаю, что если бы этот проект был мил сердцу всех представителей Минкульта, то на наши стенания, скорее всего, не обратили бы внимания. Насколько я понимаю, эта инициатива Аристархова с самого начала горячей поддержки в министерстве культуры не имела, потому что министерство культуры, что бы там ни говорили про него, ни думали, но все-таки до таких совсем уже откровенно мракобесных идей в нынешнем своем составе не опускается, не нужно так обострять отношения с представителями художественной элиты. Я знаю, что там с самого начала было какое-то сопротивление этому идиотскому проекту. Когда в остальных властных структурах есть некое противостояние такому обскурантизму и оно поддержано обществом, комьюнити конкретным, имеющим отношение к театру, к искусству, то этот кумулятивный эффект оказывает совокупное воздействие.
— Может быть, тут еще сыграло роль, что все-таки Аристархов из бывшей команды, из команды Мединского?
— Я думаю, что внутри самой команды Мединского тоже не было такого уж единства. Так что я думаю, что здесь это противостояние, может быть, оно имеет место, но мы это до конца никогда не поймем, потому что нынешний министр культуры пришла все-таки с благословения Мединского, и я не думаю, что там есть какое-то жесточайшее противостояние, и я не скажу, что выиграна война, но вот эта конкретная битва выиграна.
К слову, разработчик Основ культурной политики Аристархов ранее тоже резко выступал против своих оппонентов. По его мнению, Калягин и его коллеги просто беспокоились о деньгах, которые государство может у них отобрать, если указ одобрили бы.
Скорее всего, в Минкульте просто поняли, что применять на практике этот документ будет невозможно, считает ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:
Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Такого рода проекты обычно замещают отсутствие содержательной политики. Можно принять закон о том, что Пушкин — великий русский поэт, но это бессмысленно в том плане, что это ничего к творчеству Пушкина не добавит. Можно принять закон о том, что Лермонтов — нехороший русский поэт, но опять-таки к Лермонтову это ничего не добавляет и ничего у Лермонтова не убавляет. Почему отыграли назад? Здесь не только сопротивление театрального сообщества, но и проект указа на сайте regulation.gov.ru получил очень странную реакцию, где было больше 100 тысяч лайков и больше 80 тысяч дизлайков, что для сайта regulation.gov.ru просто невиданная активность. Непонятно, зачем устраивать общественный раскол просто на ровном месте».
В Кремле заявили, что Владимир Путин в середине марта проведет совет по культуре. Его участники смогут обсудить проект госполитики по сохранению традиционных ценностей. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что документ вызвал критику многих деятелей культуры и будет дорабатываться.